Объединение – разъединяет
Идея Валерия Гергиева создать Национальный центр искусства вызвала ожесточённые споры
Перспектива объединения ведущих учреждений культуры и образования в Петербурге под вывеской «Национального центра академического театрального и хореографического искусства при президенте Российской Федерации» вызвала гром негодования в этих учреждениях, в очередной раз расколов творческий мир.
Речь идёт о письме художественного руководителя – директора Мариинского театра Валерия Гергиева президенту России Владимиру Путину, в котором излагается идея объединить Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, Академию русского балета
им. А.Я. Вагановой, Российский институт истории искусств и Мариинский театр.
Идея была передана на рассмотрение в Минкультуры, которое должно было собрать мнения экспертов. Министр культуры Владимир Мединский подчеркнул, что решать эту задачу будут примерно как вопрос с переносом коллекции импрессионистов, взбудораживший страну несколько месяцев назад: если идея не получит поддержки профессионалов, от неё откажутся.
Пока Москва собирала мнения экспертов и готовила обсуждение, в Петербурге градус накала страстей повышался.
Первой выступила Консерватория, проведя собрание, на котором учёный совет и ведущие профессора единогласно проголосовали против «присоединения Консерватории к Мариинскому театру», заключив, что оно «нанесёт огромный вред системе музыкального образования».
«Мировая практика показывает, что ни один самый великий театр не руководит и никогда не руководил ни одной консерваторией», – говорится в резолюции Петербургской консерватории.
Затем перед журналистами выступили руководители и сотрудники Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, и вовсе назвавшие происходящее «рейдерским захватом».
– У нас заканчивают каждый год учёбу 20–25, иногда 18 человек, и первое право выбора артистов всегда принадлежит Мариинскому театру! – объясняет Вера Дорофеева, ректор Академии балета. – И когда Валерий Гергиев говорит, что театр вынужден искать артистов в Перми, Новосибирске, хочется спросить: «А где тогда наши?» В этом году театр взял 16 человек – это очень много. Посмотрим, как у них сложится карьера. Но про предыдущие выпуски я уже могу комментировать: они с жалобами приходят к нам, что с ними не занимаются. Во всём мире балетным труппам не хватает мальчиков, и мы восполняем этот дефицит, иногда у нас по 10 мальчиков идут в Мариинский театр. Но они там год-два сидят, а потом просто-напросто собираются и уезжают – кто за кордон, кто в Большой, кто куда! И никто их не держит! А разве не показатель – летняя постановка в Лондоне «Евгения Онегина», где все партии исполняли наши выпускники – Ольга Смирнова, Евгения Образцова, Светлана Захарова? Они все могли танцевать на сцене Мариинского театра! Значит, что-то нехорошо в вашем королевстве, и дело не в нас!
Вера Дорофеева опасается, что объединение учреждений, каждое из которых имеет свою определённую специфику, нанесёт вред образовательному процессу. Во-первых, новое руководство не может быть полностью в курсе особенностей работы академии. Во-вторых, объединение под эгидой Мариинского театра может привести к «вкусовщине», подстройке образовательного процесса под интересы конкретного заведения, не давая выпускнику весь спектр знаний. В-третьих, ректор попросту опасается за площади своего учреждения, которые могут понадобиться кому-то ещё.
Сходное мнение высказывает и профессор академии Адоль Хамзин. По его мнению, Валерий Гергиев, как человек крайне востребованный на Западе и проводящий в Петербурге не так много времени, не сможет руководить новой структурой. А значит, ею будут руководить другие. И встаёт вопрос: а ради чего менять руководство, которое прекрасно осведомлено о состоянии дел в заведении?
Бывший директор Института истории искусств Татьяна Клявина, скандально уволенная этим летом, в своих предположениях на эту тему пошла дальше. Она считает, что за письмом Гергиева может стоять «кто-то ещё».
– Вы же понимаете, что не Гергиев готовил эти бумаги, что на самом деле есть некие силы, люди, которые это и готовят, и делают, и они пока не выходят из тени, – полагает Клявина. – Мы их не видели – ни консерватория, ни академия, ни институт, – мы не знаем, кто эти люди, которые придумали эту идею. В документах, которые я видела, они не излагают никаких подробных содержательных обоснований, почему это необходимо.
Впрочем, не все специалисты, работу которых может затронуть объединение, настроены строго против него. Нынешний директор Института истории искусств Ольга Кох высказалась об идее создания Национального центра искусств в целом положительно, при этом выразив сомнения в том, что в этот центр следует объединять уже существующие учреждения культуры.
Сам Валерий Гергиев в настоящее время находится с выступлениями в США. И дал пока только один комментарий – телевидению – по этому поводу, где упомянул, что идея создания центра возникла ещё год назад и что ни о каком руководстве Консерваторией или Академией русского балета он «никогда не думал».
– Руководить всеми нами должно государство и ответственные государственные чиновники, – подчеркнул маэстро.
Алина Циопа