Здесь будет город-суд!
Представлены проекты застройки квартала «Набережная Европы» – будущего судебного кластера на Петроградской стороне
Архитектурные концепции застройки квартала «Набережная Европы», на территории которого через несколько лет должен появиться комплекс зданий для Верховного и Высшего арбитражного судов России, выставили на обсуждение петербуржцев. Вчера четыре проекта-победителя, отобранные жюри, выложили в открытый доступ. Оценить их каждый желающий в течение месяца сможет на сайте Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина или в одном из залов Санкт-Петербургского дома архитекторов (Большая Морская улица, 52) – здесь они представлены в виде макетов.
В течение месяца авторитетная комиссия под руководством управляющего делами президента РФ Владимира Кожина, в которую входят, в частности, Даниил Гранин, Борис Эйфман, Георгий Полтавченко и Владимир Мединский, должна собрать все замечания и предложения петербуржцев, которые они выскажут в пользу того или иного проекта. Высказаться всех желающих эксперты призывают на портале Президентской библиотеки (здесь открыт специальный форум для обсуждения проектов) и в здании Союза архитекторов Петербурга, где горожане смогут не только оставить свои комментарии, но и поделиться друг с другом aмнениями. 23 октября общественное обсуждение закроют, после чего жюри выберет проект-победитель.
Как отметили в управлении делами президента, все четыре предложенные архитекторами концепции соответствуют всем требованиям конкурса. Эксперты очень детально подошли к отбору проектов, представленных на широкое обсуждение. Учитывались, например, не только чертежи и эскизы зданий будущего квартала «Набережная Европы», но и виды, которые откроются на неё с Дворцовой набережной, от Петропавловской крепости или Эрмитажа.
– Санкт-Петербург – город архитектурных ансамблей, и представленные работы предполагают именно ансамблевую, комплексную застройку с учётом стилистики и эстетики городского ландшафта, – отметил глава петербургского Союза архитекторов Олег Романов. – Планируется очень интересный проект, и уверен, что состоится его активное, неформальное обсуждение.
Проект «Студии 44» Никиты Явейна в главных чертах повторяет рисунок генерального плана Леблона – Трезини 1717 года и должен по замыслу авторов (всего над разработкой трудились восемь человек, включая руководителя студии) «воспроизвести на новом витке эволюции Санкт-Петербурга градостроительные замыслы и планировочные идеи его основателя Петра I».
Впечатление старины у зрителя должны создать новые судоходные каналы, которые архитекторы предлагают прорыть между основными блоками нового комплекса – деловым, жилым и культурным. Связь между ними должна осуществляться не только по воде, но и с помощью многочисленных пешеходных мостов, которые свяжутся в конечном итоге в протяжённую прогулочную набережную, протянувшуюся от Биржевого до Тучкова моста.
Дворец танцев в данном проекте также располагается фасадом к Малой Неве. Большинство же других зданий должны в определённой мере повторить старинный приём размещения домов перпендикулярно к набережной (например, здание Двенадцати коллегий). Настораживает обилие стеклянных фасадов, совершенно не сочетающихся с окружающими домами.
Архитекторы из бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры» предлагают построить в самом сердце Петербурга массивный громоздкий квартал. Здания судебного департамента и жилые помещения авторы предлагают разместить в виде единого комплекса, выходящего на проспект Добролюбова. На его территории появится закрытая для простых жителей служебная улица. Попасть на неё смогут только работники судебных инстанций.
Первые этажи домов предлагается отдать под магазины, кафе и рестораны (вход и выход в эти помещения будет осуществляться исключительно с внешнего периметра комплекса). Дворец танцев в этом проекте располагается на набережной, а его внешний вид резко диссонирует с окружающей исторической застройкой. В описании упоминается, что вид дворца должен создать у зрителей ощущение лёгкости и воздушности, но, судя по графическому проекту, оно вряд ли у кого-нибудь появится.
Впрочем, авторы проекта уверены, что их вариант не испортит общего вида Петроградской стороны, а город получит новую широкую пешеходную набережную, благодаря которой на Неве может появиться «новый городской общественный бульвар с газонами, высокоствольными деревьями и малыми архитектурными формами».
Концепция Евгения Герасимова предусматривает сразу два варианта застройки «Набережной Европы». В первом проекте Дворец танцев Бориса Эйфмана становится главной доминантой квартала, а остальное пространство формируется вокруг него. В этом случае учреждение культуры по старинной европейской традиции станет центром новой площади, визуальная ось которой спроецируется на шпиль Петропавловской крепости.
Второй вариант предлагает создание вокруг театра большой зелёной общественной зоны. Парк разделит административную и жилую зоны, а также свяжет в одно пространство проспект Добролюбова, театр и набережную, сделав их доступными для прогулок горожан.
Все фасады зданий (включая и здания судов) в обоих проектах выполнены в строгом классическом стиле и напоминают существующие перспективы невских набережных.
Проект ООО «Архитектурная мастерская Максима Атаянца» (к слову, эксперты называли его одним из главных претендентов на победу в конкурсе) предусматривает чёткое разделение объектов по назначению. Авторы намерены возвести на месте бывшего комплекса Государственного института прикладной химии (ГИПХ) здания судов, причём таким образом, что мощный сплошной фасад отделит их от жилых домов, служебной гостиницы и Дворца танцев Бориса Эйфмана.
Отдельно стоит отметить предложение Максима Атаянца воссоздать Шофный корпус и восстановить в первозданном виде фасады Тучкова буяна, а рядом с ними открыть медицинский центр.
Авторы проекта отмечают, что при реализации их проекта удастся вернуть городу классический петербургский вид на Князь-Владимирский собор со стороны Дворцовой набережной – этому поспособствуют точно рассчитанная высота новых строений и грамотно определённое местоположение судебных зданий. На них, кстати, будет открываться красивый вид с Биржевого моста – на месте бывших корпусов ГИПХа зрители увидят классические монументальные петербургские здания, похожие на античные портики. А «органичному сочетанию каменных фасадов и водной глади», по мнению Максима Атаянца, поспособствует обилие деревьев, кустов, цветников и газонов.
Владимир Афанасьев