Работа на грани фола
Деятельность частных детективов в России и опасна, и трудна во многом из-за противоречий в законодательстве
Обывательское представление о частных детективах зачастую сводится к примитивным штампам из литературных и кинематографических источников. На деле современная частная детективная деятельность представляет довольно широкий спектр социально полезных услуг. Кроме того, иногда – это последняя инстанция, куда может обратиться со своей проблемой человек, отчаявшийся найти помощь и справедливость. Речь идёт о поиске пропавших людей, имущества, выяснении биографической и прочей информации об отдельных гражданах, сборе сведений по гражданским и уголовным делам.
На прошлой неделе в Петербург съехались частные детективы со всей России и ближнего зарубежья – в городе впервые проходила IV Международная научно-практическая конференция НП «Международное объединение детективов» (МОД) под девизом «Детективы мира – против преступности!». МОД – это самое крупное объединение частных детективов в России, в его состав входят специалисты, оказывающие детективные, консалтинговые, охранные, экспертные и юридические услуги. А собрались они, чтобы громко заявить о своём существовании и своих проблемах, обменяться опытом, наладить контакты, установить связи с государственными, правоохранительными, контрольными органами, а также с негосударственными службами безопасности.
Сегодня в стране насчитывается 1800 лицензированных частных детективов, в Петербурге – около 60 (зарегистрированных, но не факт, что реально работающих), а на конференцию МОД прибыли порядка 100 профессионалов со всех регионов Российской Федерации, стран ближнего зарубежья (Украина, Молдавия, Казахстан), Прибалтики для поиска цивилизованных путей выхода отрасли из тупика.
Дело в том, что в Законе о частной детективной деятельности, в котором очень туманно изложена суть этой самой деятельности, немало противоречий.
Дословно её определение звучит как «оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесённые законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено».
Сами детективы не без иронии замечают, что если следовать букве закона и нормативно-правовым актам по частной детективной деятельности, то работа детектива как такового должна закончиться с момента его регистрации. Он даже не может подписать полноценный договор с клиентом, потому что так или иначе затрагивает многочисленные сферы, которые монополизировало государство: от защиты персональных данных до вмешательства в частную жизнь.
Получается, с одной стороны, государство делает всё возможное, чтобы прекратить деятельность частных детективов, а с другой – признаёт её и на многие моменты закрывает глаза. До поры до времени. Вот и приходится частным детективам ловчить и балансировать на грани фола.
– Дальше эти противоречия существовать не могут, и это благо, что детективы объединяются, они хотят работать в рамках действующего законодательства, помочь государству, правоохранительным органам справляться с преступностью, готовы принять участие в работе над поправками в действующую нормативно-правовую базу, – говорит президент Международного объединения детективов Андрей Матушкин.
О том, что рынок морально созрел к переменам, по его мнению, свидетельствует высокая инициативность профессионалов, которые нашли время и за свой счёт приехали из самых отдалённых городов России в Петербург в поисках диалога, в надежде быть услышанными.
Во время проведения петербургской конференции МОД в её ряды вступили: Международная ассоциация детективных служб ARSS (Украина), общероссийская общественная организация «Объединение частных детективов России». Договоры о сотрудничестве были подписаны с общероссийской общественной организацией «Ассоциация профессионалов сыска», НП «Милицейское братство», НОУ СПО «Школа спецподготовки «Витязь», общероссийская общественная организация «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности», Санкт-Петербургский полицейский техникум экономики, управления и права.
прямая речь
Александр Березин, президент Международной ассоциации детективных служб ARSS (Украина):
– Настоящий частный детектив должен уметь изыскивать самые разные возможности и лазейки, чтобы выполнить заказ клиента, не нарушая закон, за это ему и платят. Другое дело, что с каждым годом работать становится всё сложнее, и частные сыщики оказываются в несколько унизительном положении. Сегодня на Украине действуют порядка 500 частных детективов, которые ведут качественные расследования по уголовным, гражданским и хозяйственным делам. Притом что существует местный рынок приватных расследований уже 20 лет, он также далёк от цивилизованного состояния. Правда, согласно статистике, за время существования в детективные агентства обращались более 15 процентов украинцев, а хотя бы раз прибегнуть к частному сыску планировал каждый пятый житель страны.
кто работает
«У частных детективов больше возможностей»
Обычно в детективы идут уволенные из МВД оперативники с накопленным опытом, определёнными профессиональными навыками, знаниями и связями. Они отличаются незаурядными интеллектуальными, коммуникативными, предприимчивыми качествами. Несмотря на выражение Честертона: «Преступник – творец, сыщик – критик», в работе детектива всегда найдётся место творчеству и полёту дедуктивной мысли.
Как считает председатель научно-педагогического совета НОУ СПО «Школа спецподготовки «Витязь» Александр Колясинский, люди, отслужившие полжизни в оперативных подразделениях, – золотой фонд частного сыска. Стать профессионалом, пройдя курс обучения, невозможно без практики и личного опыта. Однако закон предусматривает работу в качестве частных детективов не только лиц, имеющих такой опыт оперативной или следственной работы, но и прошедших профподготовку либо имеющих юридическое образование.
В Петербурге также действует одна из первых школ детективов России на базе Полицейского техникума. Срок обучения на факультете «детективная деятельность» – 2,5 месяца. По окончании курсов выдаётся свидетельство, которое является основанием для получения лицензии в лицензионном отделе территориальных органов МВД.
Не исключена возможность, что в скором будущем всех детективов также обяжут проходить периодическое повышение квалификации.
Сотрудничество частных детективов с органами МВД сегодня строится на уровне личных взаимоотношений, то есть схема «Шерлок Холмс и инспектор Лестрейд» принципиально не изменилась.
– Я не считаю, что частные детективы и правоохранительные органы – это конкуренты. На примере США и Европы, где эти сферы деятельности чётко разведены на законодательном уровне, легко убедиться в их вполне органичном сосуществовании и взаимодополнении. Например, то, что позволено делать детективу, не могут себе позволить государственные правоохранительные органы. Иногда последние специально привлекают сыщиков для выполнения специфических задач, которые им, государственным органам, делать попросту нельзя. Получается, что у частных детективов больше возможностей, и они реально способны внести существенный вклад в негосударственную правоохранительную систему, – считает Виктор Кузьмин.
В России становление частной детективной деятельности тормозится. Загнанные в жесточайшие рамки закона, специалисты иногда работают на свой страх и риск. Без преувеличения: правоохранительные органы буквально на ровном месте могут привлечь любого частного детектива по многим статьям УК.
Есть мнение, что МВД, так, на всякий случай, не прочь задушить в зародыше своего глубоко потенциального конкурента. Хотя это было бы недальновидно. Партнёрство – вот лучшая модель взаимоотношений.
что делают
Самым эффективным методом остаётся шифровка
Детектив из Казани Евгений Щепин рассказывает, что основными заказчиками детективных услуг в настоящее время являются представители бизнеса. Самая распространённая задача в постановке с их стороны звучит так: «Верните долги!» А их, как известно, вернуть сложно, если не сказать – невозможно, так как законы не позволяют кредитору принять радикальные меры, приводящие хотя бы к частичной выплате задолженности. Тем не менее сотрудничество детективных агентств с банками и страховыми компаниями представляется очень перспективным.
Среди самых распространённых видов мошенничества эксперт выделил вывоз товара по липовому гарантийному письму. Выглядит это примерно так: в торгующую организацию приходит «солидный клиент», загружает товар в арендованную грузовую машину и в качестве оплаты предлагает гарантийное письмо ликвидированной организации. Кстати, распознать подобную аферу можно с помощью нехитрой проверки через интернет, используя открытые ресурсы государственных органов, позволяющие собрать необходимую информацию относительно добропорядочности тех или иных деловых партнёров. Частные детективы могут оказать бизнесу помощь в изучении рынка, проверке физических и юридических лиц, выявлении недобросовестной конкуренции, консультировать по вопросам безопасности и т. д.
В России нет такого понятия, как «промышленный шпионаж», он запрещён, а на Западе это называется «бизнес-разведка», и есть документы, регламентирующие подобную деятельность. По мнению московского детектива Олега Демиденко, промышленный шпионаж является одним из самых эффективных методов по сбору информации о конкурентах, например о внедрении новых технологий, о новых методах и схемах работы, о появлении новых продуктов на рынке, а также о клиентской базе и персонале фирмы.
Процесс сбора информации часто выполняется не только оперативным путём (опрос, ложные переговоры, внедрение «своего человека» и т. д.), но и техническими средствами с использованием различных каналов получения информации. Неудивительно, что эта сфера оказалась тесно связана с детективной деятельностью. Поскольку детектив знает, как добыть информацию, то он же должен знать, как от неё можно защититься. Обычно потребность в приглашении частного детектива возникает при появлении подозрений на утечку информации конкурентам, с которыми у клиента конфликт. Причиной может служить конфликт учредителей, конфликт «старой» и «новой» команды при смене руководителя, недовольные сотрудники и т. д.
Вы удивитесь, но самым эффективным методом борьбы с утечкой информации по-прежнему является шифровка. Правда, современные детективные агентства разрабатывают и предлагают своим клиентам уже компьютерные программы по автоматическому шифрованию и дешифрованию текстов переписки между коллегами или с клиентами. Выглядит это так: вы и ваши партнёры (узкий круг лиц) получаете ключи к специальной программе, затем пишете текст и c помощью этой программы шифруете его, отправляете по электронной почте, а ваш оппонент расшифровывает секретное послание с помощью такой же программы и такого же ключа.
прямая речь
Александр Михайлов, начальник Главного управления окружного представительства по СЗФО «Милицейское братство»:
– Не секрет, что органы МВД не справляются со своей работой, к тому же недавно произошла большая реформа, приведшая к значительному и необоснованному сокращению кадров МВД (до 25 процентов!), притом что общее количество преступлений возросло. Нынешняя деятельность сотрудников МВД ограничивается в основном регистрационными и делопроизводственными функциями. Неудивительно, что частные детективные агентства легко нашли свою нишу на рынке и доверие со стороны клиентов. В МВД отношение к частным детективам скептическое, их не воспринимают серьёзно, прежде всего по причине «сомнительной» доказательной базы того или иного преступления. В суде прокуроры часто не признают её, ссылаясь на незаконные методы сбора улик или их безосновательность.
Дмитрий Галочкин, председатель общероссийской общественной организации «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности»:
– В настоящий момент органы внутренних дел готовят предложения по реформированию отрасли детективных услуг. Как известно, Госдума в первом чтении приняла подготовленные правительством РФ поправки в основной закон охранной деятельности, а Общероссийский профсоюз НСБ внёс в Минтруд проект профессионального стандарта частного охранника. Подобные стандарты и категории планируется разработать и в отношении частных детективов.
Светлана Девяткина