Общество

Пока растёт дуб, жив и монастырь

26 сентября

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь – одна из самых больших православных обителей Новгородской области. Наш корреспондент познакомилась с её жизнью

Мы идём по чистой, тщательно подметённой дорожке, посыпанной гравием и больше всего похожей на парковую аллею. По обеим её сторонам зеленеют газоны, аккуратные и безупречно подстриженные. Кое-где на газонах устроены клумбы – цветы на них посажены идеально-ровными рядами, и среди них нет ни одного засохшего или сломанного. Ни на траве, ни на дорожках не видно ни мусора, ни опавших листьев. Создаётся впечатление, что аллеи здесь подметают по несколько раз в день, а газонами и клумбами занимается целая бригада профессиональных садовников. Хотя на самом деле в этих местах живёт всего лишь 17 монахов.

Как же столь небольшой группе насельников удаётся поддерживать в безупречном состоянии газоны и клумбы? Оказалось, что этим чаще всего занимаются не они, а их гости – паломники и трудники, приехавшие на длительное время. Особенно любят заниматься цветами женщины-паломницы – по словам отца Вонифатия, исполнявшего для меня роль гида, одна гостья может сделать больше, чем пять паломников-мужчин. Впрочем, миряне приезжают сюда не только работать или смотреть, как живут монахи: Иверский монастырь – один из немногих, где проводятся крещение и венчание.

– А ведь в XVII столетии, когда наш монастырь был основан, его строили с расчётом на пару сотен обитателей, – рассказывает отец Вонифатий. – И в первые десятилетия в нём действительно проживало около двухсот монахов и послушников. Потом их число стало сокращаться. В XVIII–XIX веках у нас проживало в среднем 90–110 человек. После 1917 года, когда для монастыря наступили особенно тяжёлые времена, в нём осталось 68 монахов. А теперь, когда людям, желающим посвятить свою жизнь Богу, никто не препятствует, таких желающих набралось только 17…

Несмотря на небольшое количество насельников, Валдайский Иверский Богородицкий мужской монастырь по-прежнему остаётся одной из самых больших православных обителей Новгородской области. А кроме того, ещё и одной из самых известных достопримечательностей, привлекающей не только паломников, но и светских туристов, которые приезжают на Валдай со всей России и даже из-за рубежа.

– А сейчас я вас познакомлю с самым старым обитателем нашего монастыря, – хитро улыбаясь, сообщает нам отец Вонифатий. – Уверен, каждый из вас не отказался бы прожить хотя бы половину его возраста…

– Сколько же лет этому долгожителю?

– Триста тридцать. Вот он! – и наш экскурсовод показывает на растущее посреди особенно широкого газона дерево. Издалека оно кажется не слишком высоким, зато его ствол сразу поражает воображение – он такой толстый, что его вряд ли можно обхватить руками. Мы подходим поближе и убеждаемся, что это действительно так. 

– Про этот дуб ещё в прошлые века, когда он был гораздо моложе, начали говорить, что пока он растёт, Иверский монастырь тоже будет существовать, – рассказывает наш экскурсовод. – Как видите, он, несмотря на преклонный возраст, находится в самом расцвете сил и увядать не собирается. Так что мы можем не беспокоиться…

Трёхсотлетний дуб считается отдельной достопримечательностью Валдая, о нём знают не только приезжающие в монастырь паломники, но и светские люди. Несколько раз сюда под видом туристов проникали экстрасенсы, считающие, что дуб «излучает положительную энергию». Они собирали жёлуди и обломки веток дуба – якобы на память, а потом по Валдаю ходили слухи, что эти «частицы дуба» тоже «несут в себе положительный заряд» и помогают при любых болезнях. Монахи уже устали опровергать эти глупости. Впрочем, просто взять с собой жёлудь в качестве сувенира они никому не запрещают.

Такой популярностью Иверский монастырь стал пользоваться только в ХХ веке. До этого между островом, на котором он находится, и берегами озера Валдай не было мостов, и попасть в обитель можно было только на лодках. Поэтому просто так, из любопытства, в монастырь никто не ездил, да и не приняты в те времена были подобные экскурсии. Монахи жили в прямом смысле слова отрезанными от всего остального мира и о том, что происходит за стенами монастыря, узнавали в основном от приплывавших к ним новых людей, пожелавших стать послушниками, и от редких в ту пору паломников. Патриарх Никон, основавший этот монастырь в 1654 году, специально выбрал для него остров в центре озера, чтобы внешние события не отвлекали братию от духовных дел и чтобы при этом вокруг были потрясающе красивые места, которыми можно любоваться каждый день и не жалеть об оставшейся в прошлом мирской жизни.

Обитатели острова, впрочем, и сами не особо интересовались происходящим в мире. У них хватало других дел: кроме богослужений необходимо было заниматься всевозможными хозяйственными делами, чтобы поддерживать жизнь в большой обители. При монастыре была конюшня, монахи выращивали разные овощи, пекли хлеб – словом, полностью обеспечивали себя продуктами. Кроме того, вскоре после того, как монастырь был построен и заселён монахами, в нём открылась маленькая типография и монахи стали выпускать церковные книги. Печатное дело в России ещё только начало развиваться, и это была первая провинциальная типография в стране. С её появлением в Иверском монастыре стали развиваться и смежные с книгопечатанием ремёсла: монахи изучили переплётное дело, а также резьбу по дереву, чтобы изготавливать красивые деревянные переплёты для больших книг. Занимались они также и переводами иностранных изданий.

Типография проработала на Валдае восемь лет, а потом её перевели в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Жизнь в Иверской обители стала ещё более тихой и спокойной. Единственным потрясением в этой размеренной жизни стали события 1666 года – раскол в Русской православной церкви и низложение патриарха Никона. После этого все основанные Никоном монастыри, включая и Иверский, были объявлены «созданными не по уставам Святых Отцов» и закрыты. Настоятеля Иверской обители архимандрита Филофея и его подопечных монахов расселили по другим монастырям. Но через два года приговор, вынесенный Никону, был отменён, и братия вернулась на Валдай. Для их монастыря снова наступила мирная жизнь. Теперь уже надолго – до Октябрьской революции 1917 года.

Новая власть попыталась поступить с Иверской обителью так же, как и со всеми остальными религиозными организациями, – закрыть её, конфисковать все ценности и использовать её здания под свои нужды. Но захватить монастырь, расположенный на острове и окружённый высокими стенами, оказалось не так-то просто. Тем более что его выходили защищать и живущие на берегах озера люди. Первый штурм монастыря не удался – большевики вынуждены были отступить ни с чем. Во второй раз, правда, им удалось попасть на остров и навести там свои порядки. Но монастырю всё-таки во многом повезло. Его не разрушили и не расселили: было решено превратить его в Иверскую трудовую артель, которая продолжила заниматься сельским хозяйством.

– А ещё нам очень повезло, что почти во всех наших зданиях устроили разные культурные учреждения, – рассказывает отец Вонифатий. – В первые годы советской власти в монастыре был Историко-краеведческий музей, в 30-е годы – кооперативы, выпускающие разные деревянные поделки. Благодаря этому здания лучше сохранились, и потом, после перестройки, их было проще реставрировать. Был бы здесь открыт какой-нибудь завод, монастырь пострадал бы гораздо сильнее!

Во время войны Иверская обитель была госпиталем. Позже в ней работала школа для детей, больных туберкулёзом: чистый валдайский воздух и природные красоты помогали им выздороветь не меньше, чем лекарства. А последние 20 лет перед перестройкой монастырь служил базой отдыха. И на протяжении всего ХХ века бывшие монахи, называвшиеся «членами трудовой артели», тайком оказывали окрестным жителям разную помощь – например, в голодные годы отправляли им бесплатно хлеб, который выращивала и пекла их артель.

После 1991 года артель снова стала монастырём и началась реставрация всех его построек – прежде всего старинного Успенского собора, первого здания, построенного на острове. Но спокойная жизнь в изоляции от остального мира к нему уже не вернулась. Теперь на территории монастыря чаще можно увидеть паломников и туристов, чем его «коренных» жителей.

Несмотря на это, и сегодня жизнь в монастыре не так уж и отличается от прежней. Как и в прошлые века, в соборе проходят службы, а вокруг плещется чистое озеро и зеленеет лес.

Татьяна Алексеева
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь