Женщина – друг человека?
Несмотря на декларируемое равенство, представительницы слабого пола пользуются меньшими правами, чем мужчины
Когда звучат выражения «гендерные отношения», «по гендерному признаку», «гендерный вопрос», у многих людей возникают ассоциации с однополой любовью. Но это великое заблуждение. Понятие «гендер» означает не только пол или секс, а скорее относится к социальной принадлежности, к определению роли женщин или мужчин в обществе. Корреспондент «НВ» встретился с двумя известными шведками, которые активно борются за права женщин в своей стране и читают лекции по всему миру. Вместе с бывшим членом шведского парламента Биргиттой Вистранд и шведской журналисткой Анне Джалакс мы проанализировали опыт зарубежных стран и пришли к выводу, что в России предпочтение мужчинам в разных сферах жизни отдаётся больше, чем женщинам.
Если посчитать в европейских газетах количество фотографий, на которых изображены мужские лица и женские и сопоставить их число, то выяснится интересная вещь: абсолютно во всех газетах количество мужских портретов превышает женские. В итальянском спортивном издании La Cazzetta dello Sport мужчин на снимках было в 10 раз больше, чем женщин! Во французской газете Le Mond – в 12 раз! В случайно выбранном номере «НВ» соотношение было под стать продвинутой Финляндии – один к двум.
Для чего вообще надо делать такой подсчёт? По мнению Биргитты Вистранд и Анне Джалакс, это очень хороший тренинг, чтобы выравнивать численное соотношение как героев, так и авторов публикаций по гендерному признаку. Им кажется несправедливым, что мужчинам предпочтения отдаётся больше, чем женщинам. И для них показательно, что Северная Европа более выравнена по гендерным признакам, чем Южная Европа или Россия. По мнению шведских коллег, женщины улыбаются со страниц газет и журналов неоправданно часто и этим только подчёркивают свою легкомысленность, а мужчины своим строгим и сосредоточенным видом как бы внушают читателям, что они гораздо более серьёзные собеседники, политики, деятели. Утверждение спорное, но имеет право на существование.
Часто происходят перекосы гендерного плана и в рекламе. В Швеции даже существует специальный суд по решению гендерных нарушений в печатной продукции, и любой потребитель может подать жалобу на неэтичность представленной информации. Суд вправе усмотреть в рекламных постерах женского нижнего белья такое нарушение, как показ женщины в качестве объекта сексуального домогательства, вожделения, и удовлетворить иск истца. Примечательно, что была подана жалоба в суд на безобидную с первого взгляда рекламу IKEA – на фотографии мужчина лежал у телевизора на диване, а женщина вносила в комнату поднос с чашкой кофе. Ещё две подруги весело общались на заднем плане, сидя за столом. Ну лежит мужчина, отдыхает – устал после работы. Да, несёт девушка кофе – трудно, что ли? Шведки укоризненно качали головами:
– В Швеции такой ситуации быть не может. Мужчина обязан наравне с женщиной участвовать в семейных и бытовых вопросах, он не должен отдыхать в тот момент, когда женщина занята по хозяйству.
Шведки путём планомерной борьбы за свои права добились того, что женщины занимают в парламенте страны сегодня почти половину мест. Россия в этом смысле выглядит гораздо более патриархальной не только на фоне Европы, но на фоне африканской Руанды. В этой стране последствия геноцида унесли 1 миллион мужчин – и сегодня население страны состоит на 70 процентов из женщин. При этом Руанда – прекрасный пример того, как женщины, заняв руководящие посты в НКО, подняли показатели в образовании, медицине, сельском хозяйстве, экономика в этой стране растёт каждый год на 8,4 процента, а уровень бедности падает на 2–3 процента.
Между тем в Швеции мужчины наравне с женщинами могут брать оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, но этим правом пользуются всего 25 процентов представителей сильного пола. Гуляющие с колясками мужчины в Швеции – явление сегодня обычное: их жёны должны иметь время на работу, учёбу, занятия спортом, изучение языков, посещение женских клубов. В России до такой картины жизни ещё очень далеко. Мало того что по количеству разводов наша страна вторая в Европе после Украины, так ещё 70 процентов мужчин после ухода из семьи отказываются от выплаты алиментов. И даже если и выплачивают, то средний размер их по стране составляет мизерные 1600 рублей в месяц.
авторитетно
«Шведский опыт для нас неприемлем»
Надежда Ильинская, президент Гильдии гендерной журналистики в Санкт-Петербурге:
– Сегодня Россия находится на 74-м месте в мире по гендерному равенству. Увы, до сих пор не принят, хотя уже 20 лет прошло, как он был инициирован, закон о гендерном равенстве, который бы обезопасил женщин от дискриминации на рынке труда. Но сейчас в юридической практике даже не применяется понятие дискриминации. А статистика – вещь неумолимая: только 7 процентов женщин занимают руководящие посты в России, из всей массы безработных женщины составляют 70 процентов. Женщины получают заработок на 30–40 процентов меньше, чем мужчины, за аналогичную работу. При этом доля женщин в России среди тех, кто имеет высшее образование, составляет 63 процента. Не секрет при этом, что множество женщин подвергаются насилию со стороны работодателя и молчат, боясь потерять работу. Участились случаи увольнения под разными предлогами беременных женщин, и они остаются без пособий на детей.
Не надо думать, что шведский опыт для нас неприемлем. В этой благополучной стране гендерное равенство тоже завоёвывалось по капле – протестным движением, выступлениями, отстаиванием требований. Сегодня нужно хорошо понимать, что женщина – это «не помощник или друг человека», а вполне равный мужчине партнёр – и в семейной жизни, и в бизнесе. Норвегия представляет нам наглядный пример: в совете директоров компаний, в правлении банков женская квота чётко соблюдена. В этой стране хорошо поняли, что соединение женской тактики с мужской стратегией приводят к наилучшим экономическим показателям. Гендер – это не про любовь, не про секс, это про экономику.
«Равенство мужчин и женщин – одна из основ демократии»
Елена Калинина, ректор Санкт-Петербургского социально-экономического института:
– Возможно, в нашей стране не все видят гендерную проблему или предмет для обсуждения. Хочется напомнить, что Россия ратифицировала «Конвенцию ООН о ликивидации всяческих форм дискриминации в отношении женщин» и взяла на себя определённые обязательства на IV конференции (Пекин-95), и сегодня задача состоит в том, чтобы найти механизмы выполнения этих обязательств. Не лишним будет напомнить, что равенство мужчин и женщин – это одна из основ демократии. Однажды в личной беседе старейшина финского парламента сказала: «Если женщина приходит к власти, опираясь на мужчин, она никогда не будет поддерживать других женщин. Если женщина идёт к управлению при поддержке женского движения, она обязательно будет способствовать продвижению других талантливых женщин». Я убедилась в справедливости этих слов на личном опыте. Убеждена, что все вертикальные связи, как бы жёстко они ни выстраивались, обречены быть разрушенными: исчезают государства, подают в отставку правительства, уходят с экономического рынка компании, теряют свои позиции директора и политики. А горизонтальные человеческие связи остаются.
вот как бывает…
Мужчина – опасная профессия
Я хорошо знала эту семью. У Лёньки за плечами пединститут – получил специальность учителя математики и физики. Преподавал в своё время матросам, ходил на кораблях, бывал в дальних странах, но ни на один берег не сошёл – мир был как на ладони, но пощупать его не удалось. А ещё он ярко выраженный филолог с поэтическим даром, книгоман и битломан. Романтик и пьяница. И как оказалось, прекрасный ответственнейший отец. Лёня никогда не наказывал своего сына за двойки и «отсутствующее поведение на уроке», как писали в дневнике учителя. Он просто любил сына и верил, что Рома у него самый талантливый и потрясающий. И в общем был абсолютно прав. Сейчас Рома – программист, которого с руками и ногами отрывают на Западе, а он только выбирает: где ему жить – в Германии или на Корсике?
Валентина, жена Лёни, – женщина хлопотливая, хозяйственная, в противовес мужу не романтичная. Главной заботой Валентины было досыта накормить семью, наполнить дом нужными вещами, которые бы давали ощущение уюта и надёжного тыла, – кухонная техника, пылесос, кондиционер, телевизор каждому в комнату. Закончила Валентина всего лишь техникум, но цепкость и хватка позволили ей вырасти до заведующей большой столовой на производстве. Собственно, туда, на производство, она и мужа своего устроила – на рабочую должность. Что может заработать учитель? Ерунду. А рабочий – может.
Они жили, как говорится, неплохо. Ездили каждый год отдыхать на море. Были они счастливы? Неизвестно. Четыре года назад на них свалилось наследство в виде квартиры. Валентина забеспокоилась. Квартира абсолютно убитая, откуда деньги на ремонт, на мебель брать? Тем более сын подрос – как раз бы ему через годик туда и въехать. А если жениться надумает, то вот тебе готовое уютное гнёздышко с пластиковыми окнами и всеми удобствами. Женщина применила все свои связи и нашла для мужа хорошо оплачиваемое место – в горячем цеху. Да, конечно, Леониду уже 55. Трудно будет привыкать к новой работе. Но он подумал и согласился – годик поднапряжётся, зато проблемы материальные решатся.
В сталеплавильном цехе приходилось отстаивать восьмичасовые смены у печи, где жара поднималась под 60 градусов. Вечерами Лёня едва доползал до телевизора и засыпал. А в выходные занимался ремонтом квартиры.
Через полтора месяца Лёня умер прямо в цеху. Стало плохо с сердцем. Никого из товарищей рядом не было – все успели уйти в душевую и раздевалку.
Валентина похоронила мужа. Отремонтировала тёткину квартиру, взявшись вести ещё одну фирму. Теперь она её сдаёт – там некому жить, сын уехал работать в Европу. Валентина недавно пожаловалась, что ей одиноко, пусто. Мужа нет и не предвидится. Сына видит раз в год. И для радости она завела себе кота.
Материалы полосы подготовила Елена Добрякова