Ловушка для гастарбайтера
Сотрудники петербургского УФСБ раскрыли крупную преступную сеть, занимавшуюся торговлей поддельными документами для мигрантов
Интернациональная группировка, руководили которой уроженцы Узбекистана, фактически помогла легализоваться на территории России сотням незаконных гастарбайтеров. 12 сентября Смольнинский районный суд вынес приговор членам банды, обвинительное заключение вступит в силу со дня на день. Это первый случай в истории страны, когда обвиняемые в организации нелегальной миграции получили реальные сроки.
Главу преступной группы Зувайдилло Худойназарова оперативники называют человеком умным и предприимчивым. Если бы он направил свою энергию в более мирное русло и не стал нарушать закон, из него вполне мог получиться хороший предприниматель. Но Худойназаров организовал незаконный бизнес, в чём ему активно помогали соотечественники Гайрат Ашрапов и Азим Косимов. В центральных районах Петербурга мошенники сняли несколько офисных помещений, в которых работали так называемые приёмщицы. В качестве сотрудниц преступники набирали исключительно девушек славянской внешности, причём одним из главных критериев в этом случае была внешность (к слову, именно выдающиеся внешние данные одной из приёмщиц в итоге позволили опознать её тем, кто обращался за помощью к преступникам).
В клиентах недостатка не наблюдалось. Зувайдилло Худойназаров с подельниками разработали очень действенный механизм рекламы. Листовки с предложениями изготовить за короткий срок и минимальную плату все необходимые документы раздавались во всех аэропортах и на вокзалах Узбекистана, в Пулково эти бумажки только что прибывшим в Петербург мигрантам сразу же пытались всучить на выходе из терминала, их же гастарбайтеры могли получить у каждой станции метрополитена. Обращает на себя внимание качество полиграфии листовок – на рекламные услуги мошенники денег не жалели. Более того, один из членов банды специально подсаживался в Бологом в поезд, следующий раз в неделю из Ташкента в Петербург, и ходил по вагонам, раздавая листовки.
– Чаще всего к помощи преступников прибегали уроженцы Узбекистана, хотя в процессе следствия выяснилось, что были среди них таджики и даже один гражданин Йемена, – рассказал корреспонденту сотрудник следственной службы Управления ФСБ по Петербургу. – В общей сложности организованная преступная группа изготовила документы не для одной сотни нелегалов.
Наибольшей популярностью у клиентов пользовались бланки временной регистрации на территории Петербурга, миграционные карты, разрешения на работу и медицинские книжки. Кроме того, очень многие мигранты обращались к преступникам с просьбой либо изготовить с нуля водительские права (выяснилось, что некоторые из них раньше вообще их не имели, но после хитрых манипуляций получали возможность работать водителями на предприятиях общественного транспорта), либо открыть нужные водительские категории. Иными словами, заплатив нужную сумму, мигранты, раньше перевозившие лишь песок или щебень по пыльным дорогам Узбекистана, получали возможность возить по петербургским улицам пассажиров автобусов и маршруток.
– Главная проблема в том, что эти права сотрудники ГИБДД не могут даже пробить по базе, им не выяснить, реально их выдали водителю или это подделка, – продолжает собеседник «НВ». – Поэтому водители-мигранты и гоняют по нашим улицам, не соблюдая никаких правил дорожного движения. Ведь даже если инспектор отберёт у них права, они через несколько дней могут сделать себе новые, а за этими даже в суд не прийти.
Ещё одна услуга, которой активно пользовались клиенты, – изменение штампов, проставленных в национальных паспортах мигрантов при пересечении российской границы. По существующим нормам граждане из стран безвизового въезда (к ним, в частности, относятся Узбекистан и Таджикистан, откуда в Россию идёт наибольший поток гастарбайтеров) могут находиться на территории нашего государства не более 90 дней, после чего должны выехать из России. Не секрет, что многие мигранты это правило не соблюдают, а перебитые цифры в поставленных на пограничном контроле отметках позволяли им покидать Петербург без всяких санкций не через три месяца, а через 2–3 года.
В офисы преступников мигранты шли осознанно и с большим желанием. Ещё бы – поддельные документы обходились им гораздо дешевле настоящих. Но дело не только в этом. Официально оформлять пребывание на территории России и честно получать разрешения на работу большинство из них не только не хотели, но и не могли. Это довольно сложная процедура. Для начала гастарбайтеру предстоит обратиться в управление Федеральной миграционной службы, там обращение рассматривают и в случае наличия квот на иностранную рабочую силу выдают разрешение на работу или патент, позволяющий открыть своё дело. Для узбеков, кстати, квоты закончились ещё весной. Поэтому огромная армия узбекских мигрантов автоматически стала потенциальными клиентами подпольной фирмы Худойназарова.
Мошенники действовали по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Чёткого прейскуранта как такового у них почти не существовало – если приёмщица видела, что клиент неплохо одет и явно имеет деньги, с него могли взять 5–7 тысяч рублей за документ, который его более бедному коллеге обходился в 1,5–2 тысячи. Изъятые в ходе задержания в офисах на Невском и Лиговском проспектах, Большом проспекте Петроградской стороны и в Мучном переулке пухлые тетради, в которых мошенники вели чёрную бухгалтерию, пестрят цифрами – суммами, полученными от заказчиков. Напротив имени клиента девушки записывали в специальную графу название требуемого документа, внесённый аванс и долг, который выплачивался мигрантом уже после получения поддельного разрешения на работу или санкнижки.
– По этим записям легко проследить, какой объём денег проходил через эту подпольную фирму, – рассказал «НВ» следователь УФСБ по Петербургу. – В день один офис мог делать выручку от 15 до 50 тысяч рублей. Интересно, что преступники старались пустить большую часть денег на развитие своего бизнеса – арендовали новые офисы, то есть активно расширялись. Также большие суммы уходили в Узбекистан.
Любопытно, что качество печати поддельных документов не сильно отличалось от того, что честным мигрантам выдают в органах УФМС. Но это вовсе не говорит о том, что мошенники использовали передовые технологи и держали марку. Просто, к сожалению, способы защиты официальных документов в наше время порой существенно отстают от прогресса в сфере полиграфии, вследствие чего изготовить требуемые бумаги при желании можно буквально в кустарных условиях. А после того как справки проходили ламинирование (нанесение специального полиэтиленового слоя на документ, чтобы он не пачкался и не мялся), они вообще практически не отличались от настоящих. Кстати, преступники использовали точно такой же ламинатор, как и сотрудники УФМС, купить его можно в любом специализированном магазине, причём достаточно дёшево.
При всей своей видимой открытости организаторы преступного бизнеса вели себя очень скрытно и старались соблюдать максимальную конспирацию. Слово «подделка» никогда не звучало даже из уст приёмщиц. Между собой бандиты называли их «китайскими документами» или «ЖКХ» (почему избрали такое сокращение, не могут объяснить даже сами члены банды), адреса офисов постоянно менялись, а девушки, работающие в них, представлялись другими именами.
Брали организованную преступную группу, как водится в таких случаях, с поличным. Чекисты сначала провели контрольную закупку, а затем во всех офисах фирмы и квартирах преступников одновременно начались обыски. Стоит отметить, что даже во время следственных действий к Худойназарову и подельникам нескончаемым потоком шли клиенты, не сразу понимавшие, что делают в офисах их благодетелей крепкие молодые люди с неброской внешностью.
– Мы действовали по старой традиции «всех пускать, никого не выпускать», – шутят чекисты. – Многие мигранты, пришедшие забирать готовые документы, опознали приёмщиц, поэтому им не удалось уйти от ответственности. Самих же гастарбайтеров передали сотрудникам УФМС, они привлечены к административной ответственности.
Показания клиентов и сотрудниц офисов позволили выйти и на организаторов преступной группы. По словам петербургских чекистов, им не помогла даже достигнутая заранее договорённость о том, что первый же задержанный признаёт всё и «отмазывает» остальных. Следователи оперативно собрали необходимую доказательную базу для того, чтобы суд признал граждан Узбекистана и их российских пособниц виновными в организации нелегальной миграции. Все они получили по 10 месяцев тюрьмы, но девушки-россиянки отделались условным сроком.
– Это была одна из крупнейших сетей по изготовлению поддельных документов для мигрантов, – утверждают следователи УФСБ. – Можно смело говорить, что теперь возможностей получить липовые санкнижки или водительские удостоверения у нелегалов меньше. Важно и другое – это первый достаточно жёсткий приговор по такой статье, создан прецедент. Худойназаров и его подельники получили столь малые сроки из-за того, что законодательство ещё не было до конца проработано. Сейчас закон ужесточён и за такое же преступление предусмотрено до 7 лет тюрьмы. А после выхода на свободу преступников депортируют в Узбекистан без права возвращения в Россию.
Как отмечают эксперты, все негативные последствия от действий мошенников Петербургу и его жителям ещё предстоит ощутить. Так, например, множество гастарбайтеров, воспользовавшись поддельными документами, получили право устроить своих детей в школы и детские сады города, лечить их в государственных поликлиниках и получать другие социальные услуги, при этом не платя ни копейки налогов.
– Самое страшное, что эти люди начинают уже требовать для себя и своих детей каких-то преференций, хотя не имеют на это никакого права! – отмечают чекисты.
Владимир Афанасьев. Рисунок Ольги Быстровой