Колёса диктуют вагонные
ОАО «Российские железные дороги» 1 октября исполняется 10 лет. «НВ» проанализировало работу железнодорожников за этот срок и определило пять достижений, позволивших изменить к лучшему жизнь пассажиров
Время в пути сокращается
В первую очередь нельзя не отметить настоящий прорыв в работе российских железнодорожников – запуск высокоскоростных поездов. Разработка таких проектов велась ещё в Советском Союзе и в первые годы обновлённого Российского государства, но все они остались лишь на бумаге. Первый «Сапсан» между Петербургом и Москвой пошёл лишь 17 декабря 2009 года. Но с тех пор это направление постоянно развивается и совершенствуется. Сегодня между двумя столицами курсирует уже шесть пар «Сапсанов» (в особо напряжённые дни пускают также дополнительную пару), а их пассажиропоток недавно перевалил за 10 миллионов человек – результат очень серьёзный.
Для организации рейсов «Сапсанов» с 2006 по 2009 год компания потратила в виде инвестиций в инфраструктуру почти 16 миллиардов рублей. Более 6 миллиардов ушло на создание современного депо для обслуживания поездов европейского уровня. Сейчас прорабатывается вопрос сокращения времени в пути до 3 часов 30 минут. По сравнению с минимум 6,5 часа, за которые из Петербурга можно было доехать в Москву ещё 10 лет назад, это гигантская разница. С июля 2010 года «Сапсаны» также возят пассажиров из Москвы в Нижний Новгород.
Второе высокоскоростное направление – Петербург – Хельсинки, на котором поезда «Аллегро» с конца 2010 года перевезли уже более миллиона человек. Нельзя забыть и о скоростной электричке «Ласточка», курсирующей между Петербургом, Бологим и Новгородом. Вскоре такие электрички станут перевозить гостей сочинской Олимпиады, а в перспективе они должны пойти на всех направлениях средней дальности (например, Петербург – Псков или Москва – Ярославль).
Кроме того, активно обсуждается проект строительства современных скоростных трасс, которые смогут связать Петербург через Москву с Казанью, Уфой, Челябинском, Адлером и Ростовом-на-Дону. Правда, это пока лишь отдалённая перспектива.
Вагоны становятся комфортнее
Ещё один очевидный плюс – повышение комфортабельности вагонов и качества обслуживания пассажиров. С 2003 года новые вагоны, которые поставляются на железную дорогу изготовителями, должны в обязательном порядке оборудоваться системами кондиционирования и экологически чистыми туалетными блоками. Это позволяет держать туалеты открытыми круглосуточно, а не закрывать их, как раньше, при подъезде к санитарным зонам перед станциями.
В первую очередь, конечно, новыми вагонами оборудуют фирменные поезда. На полигоне Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиал ОАО «РЖД»), например, их сначала ввели в состав знаменитых «Красной Стрелы», «Невского экспресса» и «Смены». Но постепенно качество и новые технологии приходят и в самые обычные поезда, так что теперь даже в плацкартных вагонах, следующих, например, из Петрозаводска в Архангельск, поддерживается комфортная температура. Про южные направления и говорить не стоит – здесь вагоны с кондиционерами запустили в первых рядах.
В том, как меняется подвижной состав на российских железных дорогах, корреспондент «НВ» убедился ещё в начале нынешнего года, когда в Петербурге впервые показали современные комфортабельные вагоны люксового класса и доступные для простых пассажиров купейные двухъярусные вагоны.
Кстати, всё большую популярность набирает услуга по перевозке автомобиля вместе с пассажиром. Сейчас ей можно воспользоваться на линиях Петербург – Москва и Москва – Петрозаводск.
Для покупки билета не обязательно стоять в очереди
Современные информационные технологии не обошли стороной и «РЖД». Сервис приобретения билетов через глобальную сеть – одно из самых полезных новшеств, по словам пассажиров.
Как сообщили корреспонденту «НВ» в ОЖД, только за первые восемь месяцев нынешнего года через официальный сайт компании билеты купили более четырёх миллионов человек. Для примера, за весь 2012-й их было чуть более 4,2 миллиона, в 2011-м – 2,8 миллиона, а в 2008-м – всего 245,5 тысячи.
– В середине мая на сайте «РЖД» установили новое программное обеспечение, благодаря чему удалось модифицировать предназначенный для пассажиров раздел, – рассказали эксперты ОЖД. – Теперь на первой странице раздела располагается новая удобная форма для покупки билетов, личный кабинет, вся необходимая информация для поездки. На поезда дальнего следования теперь можно зарегистрироваться автоматически, а место в вагоне можно выбрать самостоятельно.
Отметим, что покупать билеты через интернет оказывается даже выгоднее – пассажир экономит небольшую сумму: 2 процента от стоимости проездного документа. Как говорится, мелочь, а приятно.
Кстати, в 2013 году впервые в пилотном режиме заработала система динамического ценообразования, по которой покупать билет заранее дешевле, чем перед самым отправлением поезда (такая система давно работает на многих европейских железных дорогах). А постоянным клиентам предлагается программа «РЖД-бонус» – с каждого купленного билета на карту поступает определённое количество баллов, которые потом можно использовать для оплаты других билетов или услуг.
Безопасный переезд
Одно из основных достижений последних лет – значительное уменьшение аварийности на железнодорожных переездах. Во многом этого удалось достичь благодаря оборудованию переездов специальной системой барьеров-автоматов. Желающих попробовать проскочить побыстрее перед идущим на большой скорости поездом меньше не стало, а вот возможностей для этого у них значительно поубавилось – через мощное металлическое заграждение не проедут ни джип, ни грузовик, ни автобус с высокой посадкой.
Кому-то эта проблема может показаться надуманной, однако это совсем не так. В прошлом году, например, на железнодорожной российской сети произошло 256 аварий на переездах. В результате пострадал 181 человек, 57 из которых погибли. Годом ранее пострадавших – больше (191 человек).
На одном лишь полигоне ОЖД эксплуатируется более полутора тысяч железнодорожных переездов. Понятно, что все эти объекты оснастить барьерами-автоматами пока нереально. Но цифры всё равно впечатляют: более 70 процентов переездов уже оборудованы автоматической сигнализацией, а на 259 самых сложных переездах круглосуточно находятся дежурные.
В 2010 году на ОЖД впервые в России использовали новинку – противотаранное устройство (ПТУ). Пробить этот мощный шлагбаум не сможет даже 10-тонный КамАЗ, летящий на полной скорости. В первую очередь такие приспособления установили на переездах по пути следования высокоскоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро». В перспективе ими оборудуют и другие важные направления. По мнению экспертов, внедрение заградительных устройств позволило в последние годы серьёзно сократить число жертв на переездах.
Барьер для зайцев
Борьба с безбилетниками в пригородных поездах на российских железных дорогах почти закончена. Причём закончена полной победой железнодорожников. Проехать зайцем на электричке сейчас почти нереально – по вагонам регулярно курсируют кондукторы, а на вокзалах и основных пригородных станциях для выхода на платформу требуется миновать турникеты, пропускающие лишь тех, кто честно купил билет.
К слову, установка турникетов поначалу вызвала массовую протестную реакцию у пассажиров. Впрочем, через несколько лет после появления первых автоматических билетёров мнение кардинально изменилось. Многие прекрасно поняли, что за безбилетника всё равно придётся заплатить – но уже тем, кто живёт по закону и оплачивает проезд.
В Петербурге и окрестностях сейчас в полном объёме турникетная система установлена на всех вокзалах, а также на станциях Зеленогорск, Выборг, Девяткино, Удельная, Старая Деревня, Купчино, Обухово, Проспект Славы, Царское Село (Детское Село), Павловск, Ленинский проспект, Рыбацкое, Ржевка, Татьянино, Гатчина-Варшавская, Лигово. До конца года планируется полностью закончить их установку в Тосно и Всеволожске.
минуточку внимания
Соринка в глазу у «РЖД»
Никита Рубцов, ведущий корреспондент
10 лет – это много или мало? Для одной из крупнейших российских компаний с годовым оборотом в миллиарды рублей – целая вечность. Не только потому, что железнодорожное хозяйство слишком велико и громоздко. Железнодорожные перевозки – дело крайне хлопотное и щепетильное. Достаточно вспомнить хотя бы, как реагирует население на очередное повышение цены на проезд: сразу же в адрес руководства «РЖД» льются потоки брани и обвинения в воровстве. Мол, дерут с нас за билеты, как в Европе, а качество в разы хуже.
А давно ли вы ездили на европейских поездах? Качественной инфраструктурой там могут похвастаться лишь развитые Германия, Франция, Италия, Швейцария и Бельгия. Чтобы не шокировать не искушённого в путешествиях читателя, я, пожалуй, не стану приводить стоимость цен на железнодорожный билет в этих странах. Скажу только, что нам до них, к счастью, как до Луны.
Куда более показателен опыт восточноевропейских железных дорог, а также Греции, Португалии и Испании. Притом что расстояния между конечными пунктами в этих странах бывалого российского пассажира поездов могут лишь насмешить (Мадрид – Барселона – это вам не Москва – Хабаровск), составы умудряются опаздывать регулярно. Вспомните, когда последний раз российский поезд привёз вас не вовремя?
Не так давно пришлось добираться с черногорского побережья до Белграда по живописной горной железной дороге. Вид из окна – дух захватывает. Скорость – пешком быстрее. Добрые соседи по купе (оно, кстати, не такое удобное, как в российских поездах, а шестиместное) рассказали, что опоздание в 2–3 часа вообще опозданием не считается. Пошутили-посмеялись и устроились на ночлег. Не до шуток стало утром, когда выяснилось, что на границу Сербии и Черногории сербы забыли прислать локомотив, и состав 4 (!) часа простоял в его ожидании. С учётом того, что у меня в этот день был вылет из международного белградского аэропорта Сурчин, веселиться расхотелось вовсе. Кстати, те же самые соседи подали хорошую идею – выйти на ближайшей остановке и доехать до нужного пункта на такси. Там это в порядке вещей.
Кто-то спишет это на традиционное славянское раздолбайство и низкое качество инфраструктуры в небогатых балканских государствах. Тогда другой пример – благополучная Венгрия, которую населяют неславяне. На вокзале Будапешта работники умудрились перепутать таблички на поездах, в результате чего корреспондент «НВ» и ещё человек 30 отправились вместо Берлина в затрапезный румынский Клуж. Ошибка стала очевидной только тогда, когда в вагон зашли контролёры и быстро всех высадили на ближайшей станции. В тот день, наблюдая за товарищем по несчастью из Германии, я узнал, что в немецком языке намного больше бранных слов, чем принято считать. Покатавшись вдоволь по Европе подобным образом и получив по хребту бревном восточноевропейской железнодорожной системы, быстро перестанешь замечать небольшие соринки в глазу у «РЖД». К слову, в той же Германии поезда тоже частенько опаздывают.
Безусловно, ОАО «РЖД» есть за что критиковать. Это и попытки максимально исключить взаимодействие пассажира и кассира, установив на вокзалах электронные терминалы для продажи билетов, в которых пенсионеры даже при всём желании разобраться не могут. И постоянное сокращение и отмена электричек в угоду длиннющим товарным составам, перевозящим нефть и бензин, лес и щебень. И ещё много за что. Но ситуация уже меняется, и я уверен, что будет и дальше меняться к лучшему. Ведь 10 лет – это так мало для огромной железнодорожной империи…