«Ленфильм» впадает в спячку?
Известный режиссёр Юрий Мамин опубликовал открытое письмо, в котором утверждает, что «миф о возрождении» киностудии – рухнул
Обратиться к общественности и руководству страны в такой форме кинематографист решил после того, как оба его проекта, представленные «Ленфильмом», были отвергнуты Российским фондом кино. А речь идёт ни больше ни меньше – о продолжении «Окна в Париж», а также о фильме «Радость любви к Джойсу». Кроме того, лишь на треть были профинансированы (и то с условием возврата средств) съёмки картины «Контрибуция» Сергея Снежкина.
Это три проекта из пяти, выставленных на конкурс «Ленфильмом». Такое число претендентов киностудия отобрала, ожидая, что указания президента Владимира Путина профинансировать пять проектов будут исполнены. Этим предполагалось положить начало возрождению киностудии. Теперь, по мнению Юрия Мамина, этот процесс под большим вопросом.
«Полтора года назад дни «Ленфильма», казалось, были сочтены: фильмы не снимались, московские телеканалы сериалов не заказывали, Министерство культуры студию игнорировало, – пишет Мамин. – Поэтому кинематографисты, числящиеся в её штате, зарплаты не получали, а помещения студии занимали арендаторы. Ожидая последнего вздоха умирающей студии, начали собираться девелоперы, торгаши-стервятники, чтобы присвоить её площади, превратив «Ленфильм» в торгово-развлекательный комплекс».
Однако, продолжает режиссёр, кинематографисты и культурная общественность города не могли смириться с гибелью студии. За неё бились Алексей Герман-старший и Александр Сокуров, и Владимир Путин услышал их.
«Ленфильму» была обещана кредитная линия в размере полутора миллиардов рублей на ремонт и обновление цехов. Об этом было объявлено в прошлом году. Однако по факту кредитная линия была открыта только через год, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, – продолжает Юрий Мамин. – Кроме банковского кредита президентом было обещано финансирование пяти кинопроектов. Потому что студия без съёмок – всё равно что живой организм, лишённый кровообращения».
Но после того как Общественный совет киностудии сформировал портфель для государственного финансирования (три вышеозначенных фильма, а также два малобюджетных дебютных проекта), выяснилось, что «Ленфильм» должен участвовать в общем конкурсе Фонда кино наравне с десятками негосударственных киностудий.
«Это всё равно что умирающему больному предложить встать в очередь за лекарством, – возмущается Юрий Борисович. – Мог ведь предположить министр, что ни один проект не получит поддержки у экспертов Фонда кино? Ведь это будет означать, что студия «Ленфильм» может благополучно подыхать. Чтобы оживить студию, нужно не менее пяти полноценных кинопроектов. А теперь, вместо энергичного пульса работы кинофабрики, при котором коридоры, дворы и комнаты киногрупп напоминают жизнь муравейника, на «Ленфильме» вновь воцарится вялотекущее прозябание».
Автор письма задаётся вопросом: почему эти решения были приняты вопреки наказу президента России?
«Понятно, что без «Ленфильма» московские руководители кино вполне могут обойтись. Мало того, они воспринимают петербургскую киностудию как нахлебника. По крайней мере, все их поступки подтверждают эту точку зрения», – резюмирует Юрий Мамин.
мнение
«Сейчас важно, чтобы возобновилось кинопроизводство»
Светлана Кармалита, главный редактор киностудии «Ленфильм»:
– Я читала это письмо. Я в курсе темы. Что сказать? Мне, как главному редактору киностудии «Ленфильм», действительно непонятно, что не был принят к производству сценарий фильма «Радость любви к Джойсу». Меня это тоже задевает… По этому поводу я встречалась с министром культуры Владимиром Мединским, всё это ему рассказала. В результате вмешательства сценарий, о котором идёт речь, допустили всё-таки к питчингу. Но итог тот же – финансирования проект Мамина не получил.
Сценарий Мамина – глубокий, интересный. Это должен быть фильм о людях, живших в страшные 30-е годы, об их любви и верности. В основу положена биография Елены Вержбловской, её муж первым перевёл Джеймса Джойса на русский язык; его обвинили в шпионаже, и он погиб в лагере… Время действия – 30-е годы, время террора. Но это должен был быть фильм не о том времени даже. А о том, что нас всех, таких разных, с разным цветом кожи, с разными взглядами на жизнь, объединяет: культура…
Я даже не очень волновалась. Мы хорошо подготовились к презентации и были уверены, что этот сценарий обязательно заметят. Мы осознавали, что он дорогой, и были готовы к тому, что нас попросят оптимизировать расходы, мы готовы были пойти на уступки. А нас просто не заметили.
Сейчас собрался Общественный совет студии, мы написали письмо министру. И в защиту сценария. И – о путях возрождения киностудии.
Киностудия «Ленфильм» сама должна стать мейджором (то есть войти в число основных кинокомпаний, которым доверено распределять государственные деньги). И, безусловно, сейчас очень важно, чтобы возобновилось кинопроизводство. Уже в первый год студия должна выпустить как минимум пять картин. Без кинопроизводства ничего не будет, ничего! Модернизировать студию, несомненно, надо. Но если не начнутся съёмки, студия прекратит существование…
А ведь у коллектива – огромный потенциал. Какой невероятной сложности картина, я имею в виду – «Трудно быть богом», была снята на киностудии «Ленфильм» специалистами «Ленфильма». И к нам приезжали учиться, как мы умеем, например, строить павильоны…
Картина Юрия Мамина могла бы стать началом нового этапа возрождения «Ленфильма». Увы, не стала…
Алина Циопа. Фото Интерпресс