«Петроградская» горела. Доремонтировались?
По словам представителей петербургской подземки, возгорание не должно повлиять на сроки открытия станции метро
Вчера в разгар рабочего дня на строительной платформе станции метро «Петроградская», которая вот уже девять месяцев закрыта на капитальный ремонт, вспыхнул пожар. В Петербургском метрополитене корреспондентов «НВ» заверили: сотрудники подземки сделают всё возможное, чтобы инцидент не повлиял на открытие вестибюля 15 ноября.
Как выяснилось, возгорание произошло в одном из подсобных помещений площадью 7 квадратных метров (по предварительной версии, в области вентиляционного фильтра). В служебной комнате в торце станции загорелись пластиковые перегородки. Если сначала из-за задымления увеличили интервал движения поездов по синей ветке, то уже к 13 часам между станциями «Удельная» и «Невский проспект» составы перестали ходить вовсе. Позже из-за большого количества дыма, стремительно разнёсшегося по тоннелям, сотрудники метро закрыли ещё три прилегающие станции: «Горьковскую», «Чёрную речку» и «Пионерскую».
Так как метро считается стратегическим объектом, то пожару автоматически присвоили повышенный номер сложности. Именно поэтому для прибытия на место двух десятков пожарных машин и 80 огнеборцев почти на два часа перекрыли все магистрали – от «Чёрной речки» до Кронверкского проспекта. Сотрудники ГИБДД направляли потоки машин на Васильевский остров через Песочную и Ждановскую набережные.
Сначала присвоенный пожару повышенный номер сложности не подтвердился, но буквально через 40 минут огонь возобновился, и второй уровень сложности вернули. Уже к 14 часам силами городского МЧС пожар удалось ликвидировать, а полчаса спустя все станции заработали в штатном режиме. Однако экстренное перекрытие одной из главных транспортных артерий Петербурга для города бесследно не прошло.
Коллапс образовался как наверху – парализованной оказалась вся Петроградская сторона, – так и под землёй: открытые станции синей ветки не справлялись с потоком пассажиров. У закрытых станций метро накапливались толпы недовольных пассажиров. Так, например, открытия «Горьковской» петербуржцы и гости города ждали полтора часа прямо у входа в вестибюль. От «Чёрной речки» пытались уехать на маршрутках и автобусах – на остановках общественного транспорта выстроились вереницы встревоженных неопределённостью и опаздывающих по своим делам людей. Увы, из-за пробок не обошлось и без ДТП. Например, на съезде с Троицкого моста иномарка не разошлась с пожарной машиной. Как результат – 10-балльные пробки во всём Петроградском районе.
– В это время мне нужно было добраться с Каменноостровского до Невского проспекта, – рассказала одна из очевидцев Мария Дурнева. – Я хотела поехать на трамвае, но не смогла в него влезть. Пошла на автобусную остановку – там еле-еле села в маршрутку. Люди вокруг как ошалелые, даже не знали, куда она едет, всё время спрашивали у водителя, где мы в итоге окажемся. Но водитель сам ехал наугад. В итоге доехали аж до станции метро «Площадь Ленина». Так вместо 15 минут я добиралась до Невского больше часа!
Хотя нельзя сказать, что город ничего не делал, чтобы разгрузить парализованный район. Комитет по транспорту, например, пустил дополнительные автобусы № 46 и № 46А параллельно синей ветке метро. А все силы Петербургского метрополитена, по словам его представителей, были направлены на то, чтобы составы снова ходили по расписанию.
– Главная задача для нас – разобраться с транспортной ситуацией и возобновить движение поездов, – прокомментировала вчера сложившуюся нештатную ситуацию официальный представитель петербургской подземки Юлия Шавель. – Причины пожара будем выяснять позже, пока есть две версии: замыкание проводки или возгорание в ходе строительных работ. Будем надеяться, что ЧП не скажется на сроках открытия станции, запланированного на 15 ноября.
И всё же подвести предварительные итоги вчерашнему ЧП и поставить оценки метрополитену и другим службам за оперативность и готовность к подобным происшествиям можно уже сейчас. Пожар на «Петроградской» показал: избежать транспортного коллапса из-за ЧП город пока не в состоянии. Власти Москвы, к примеру, с 2014 года планируют начать пользоваться так называемым «транспортным инцидент-менеджментом», о котором, возможно, стоит задуматься и петербургским властям. Так, согласно столичной системе, во время сбоев в метро автобусы на ближайших маршрутах получат «зелёную волну» до 15 светофоров. Будет ли это нововведение эффективно работать в Москве и подойдёт ли оно для северной столицы – покажет время. К тому же система вентиляции в подземке также не оправдала надежд. Последствия пожара пассажиры метро ощущали вчера ещё долго – нестерпимый запах гари чувствовался до самого вечера.
Напомним, станция метро «Петроградская» закрылась на капитальный ремонт ещё в начале января. Изначально планировалось, что он продлится до 1 ноября. За это время «Петербургский метрополитен» хочет полностью отремонтировать наклонный ход для работы эскалаторов, а также обновить кассовый зал станции. Последняя дата ожидаемого открытия – 15 ноября.
Полина Огородникова, Софья Прокошева. Фото Алексея Лощилова