Общество

Жаль, что я не стала учителем…

05 октября

Иногда я даже жалею о том, что двадцать лет назад мне не пришла в голову идея стать школьным учителем. Мне казалось тогда, что быть учителем – это особый талант и его отсутствие превращает работу педагога в форменное вредительство. Тогда я была уверена, что мне педагогического таланта небеса не отвесили ни толики. Однако сейчас я понимаю, что дело было в неопытности и отсутствии мотивации. Просто не встретился на моём пути ещё человек, которого мне бы хотелось чему-то научить. Но сейчас такой человек в моей жизни есть. Он учится в пятом классе и называет меня мамой. Ему со мной не повезло – я сую нос во все его учебные дела. Придирчиво читаю все конспекты, которые он записывает в тетрадки, разбираю все домашние задания. Просто мне интересно, как проявляется Учитель в современной школе.

Понятно, что технический прогресс делает его работу, с одной стороны, всё более трудной. Попробуй-ка заинтересуй, когда так много вокруг соблазнов. Помню, как учёные провели ещё на заре 1990-х забавный эксперимент: перед недавно вылупившимися цыплятами положили с одной стороны разноцветный гремящий переливающийся шарик, а с другой стороны поставили маму-несушку. А затем придали ускорение – шарику в одну сторону, курочке – в другую. И вот, гремя и переливаясь, игрушка покатилась по одной дорожке, а мама, квохча, по другой. Цыплята несколько секунд разрывались между двумя привлекательными целями и… побежали за шариком. Учителям действительно трудно. Ведь маленькие дети сегодня как те самые цыплята – на секунду ослабишь их внимание, и они побегут за погремушкой в виде планшетов, телефонов, игровых приставок, с которыми они преспокойно ходят в школу. Учителю приходится конкурировать с гаджетами. Самому искриться и гореть, придумывать что-то новое, вносить элементы игры в традиционный урок.

Но, с другой стороны, и у них есть козыри. Столько возможностей – интерактивные пособия, игры, оборудование для презентаций и поощряемая во многих учебных заведениях свобода творческого самовыражения. Особенно у учителей-предметников.

И вот передо мной все тетради, учебники и проверочные листы, представляющие собой учебный процесс моего пятиклашки. На некоторых из них уже красуются «синие лебеди» – двойки сегодня запрещено ставить красной пастой. И я с пристрастием вникаю в суть каждой этой оценки. Первая двойка по истории. Расспрашиваю про учителя. Друзья сына рассказывают наперебой: новый парень, совсем молодой, только после института. Душа моя радуется: новое поколения, они же знают, как рассказать интересно, они же не зашорены старыми догмами. Но тут до моего слуха доносятся нелестные эпитеты: скучный, пишет коряво, ничего не понятно и уже полный занавес: «Мы в него свёрнутыми бумажками на уроках стреляем!» Когда дети расходятся по домам, спрашиваю сына, за что первая пара по истории. «За что и у всех остальных! За проверочную работу!» – отвечает он нервно. «Что было задано?» – уточняю. «Надо было написать, что изучает наука история и что такое научное познание».

Матерь Божья! Это ж надо гнать детям такую скуку по такому грандиозному предмету, как история Древнего мира. Ведь в его руках лучшие мифы и легенды человечества, величайшие тайны и загадки древности. Одно-два занятия – и всё, пропал огонёк в глазах. Дети из всей параллели утверждают, что история – это скука.

Мне вспомнилась моя учительница по истории Древнего мира и тот единственный урок, который она провела (потом она, к сожалению, уехала учить детей на Чукотку). Она показывала нам, как жили древние люди – в лицах, пантомимах, диалогах. Она не стеснялась своей игры на публику, и это был настоящий театр.

Вот и сейчас, когда я в самом начале года и на старте изучения предмета вижу эти двойки всему классу – двойки, которыми учителя, сами того не подозревая, оценивают своё же педагогическое мастерство, мне становится жаль, что я не стала в своё время учителем. Каждую тему, которую не понял в школе мой ребёнок, я готовлю и рассказываю ему так, чтобы избежать главной беды. Чтобы мой сын не потерял интерес к Знаниям и не побежал за тем самым гремящим разноцветным шариком.

Инна Тимченко, обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь