«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
В преддверии Дня учителя корреспонденты «НВ» встретились с почётным гражданином Петербурга, заслуженным учителем России Ларисой Листовой, которая уверена, что в руках педагогов будущее
В роду Ларисы Александровны учителей не было. Да и сама она собиралась стать врачом, но в итоге оказалась в педагогическом училище – пришла вслед за подругой. Та вскоре бросила обучение, а Лариса Листова – осталась. Вот уже почти сорок лет она работает учителем младших классов, из них последние 25 – во Второй Санкт-Петербургской гимназии имени Александра I. Каких только званий нет в её арсенале: «Заслуженный учитель России», «Учитель года», «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга», «Женщина года» в номинации «Образование» – всего не перечислить. А прошлой весной Лариса Листова стала ещё и почётным гражданином нашего города.
– Что-то изменилось в вашей жизни с появлением этого звания?
– Изменения скорее внутренние. Это ощущение, что снижать обороты нельзя, надо держать планку. Хотя, честно говоря, я всегда так работала. Но теперь я понимаю, что я объект более пристального внимания как со стороны коллег, так и со стороны родителей, которые доверяют мне своих детей.
– Свой первый день в школе помните?
– Да, это был 1975 год, 209-я школа в Сосновой Поляне. Их было 45, мне было 19 лет. Но было не страшно – профессию я выбрала осознанно. А кто идёт осознанно, готов к трудностям. И, знаете, как ни странно, всё получалось, хотя 45 учеников – не шутки. Но на люстре никто не висел, правда, из-за нехватки мест один мальчик первый месяц просидел за моим столом, потому что парты не было. Дети были более наивные, что ли, – я тогда им говорила: «Смотрите, видите на парте болтик? Это микрофон в кабинет директора». И в классе царил образцовый порядок, тишина – вздох было слышно. Лет десять я это проделывала. С современными первоклашками, конечно, такой номер уже не проходит, они сразу всё понимают: «Лариса Александровна, это же фурнитура!»
Вообще, дети изменились очень сильно. Сказывается море информации, которое выливается на их незрелые мозги. Этот переизбыток создаёт дисбаланс – ребёнок считает, что он всё знает, но при этом почти ничего не умеет. Из 20 мальчишек 15 не могут сами завязать шнурки. Ещё одна проблема – гиперактивность. У большинства современных детей нарушены процессы саморегуляции, они совершенно не владеют своим телом: вроде и не хочет вертеться на стуле и стучать ногами, а само выходит.
– Мне кажется, сегодня другое отношение к учителю – раньше его авторитет был непререкаем, потерять его доброе отношение и уважение было смерти подобно. Сейчас же дети чувствуют себя с педагогом чуть ли не на равных. Не согласны?
– Думаю, это может быть актуально только для старших классов. В начальной школе никакой агрессии по отношению к учителю нет. Конечно, бывают проблемы с поведением. Но мы стараемся договариваться с родителями, просим их обратить внимание на какие-то моменты, иногда даже прийти и посидеть на уроке, понаблюдать за чадом. Ведь зачастую бывает так: дома ребёнок один, в школе – другой. Самое главное, чтобы ребёнок осознавал – в школе у него нет врагов. Учитель – это старший друг, готовый помогать. Подчёркиваю – не мама, не няня, а именно помощник, организатор. Хотя бывает, что и за маму выступаешь: пуговички застегнуть, косички переплести. Одна девочка однажды после физкультуры пришла растрёпанная, я говорю: «Давай поправлю». А вечером мама её звонит: «Лариса Александровна, Алёнка просила её пораньше завтра привести, чтобы вы снова косички заплели». И это тоже наша работа. В каждом ребёнке нужно найти что-то, за что его можно полюбить. Бывает непросто, но результат всё окупает сторицей. Дети, которых я учила в начальной школе, став постарше, часто приходят ко мне за советом. Бывают очень доверительные беседы, особенно с девочками. Иногда они говорят мне то, что не могут рассказать родителям. И это дорогого стоит.
– А родители как изменились?
– Они стали более дотошными. Они хотят быть полноценными участниками образовательного процесса. И этому не стоит противиться. Напротив, мам и пап нужно вовлекать по максимуму. Я всегда на связи – родители в любой момент могут мне позвонить, проконсультироваться, что-то уточнить, посоветоваться. Считаю, что учитель не должен бояться родителей, они – наши главные помощники. Мы, как альпинисты, работаем в связке. При этом у каждого члена семьи обязательно должно быть личное пространство. Плохо, когда родители полностью поглощены ребёнком. К счастью, сегодня такие случаи скорее единичны – как правило, когда дети поздние. В любом случае – и в этом я уверена – в любой ситуации до родителя можно достучаться, надо только подобрать правильные слова, интонации.
– Почему вы вообще решили стать учителем, да ещё и начальных классов?
– Наверное, потому, что была старшей в семье, с детства следила за братом и сестрой, проверяла уроки. В 16 лет стала пионервожатой, всё время занималась какой-то общественной деятельностью, была председателем совета дружины. То есть всегда кем-то руководила. Хотя учителей в роду не было. Вообще я хотела стать врачом, акушером-гинекологом, дарить жизнь ребёнку. После восьмилетки собиралась поступать в медицинское училище. Но подружка уговорила пойти вместе с ней в педагогическое – сеять разумное, доброе, вечное. Она-то через год отчислилась, а я вот осталась. До сих пор сею. Конечно, были тяжёлые времена, когда я готова была всё бросить, – в конце 90-х, помню, даже заявление об уходе подала. Но директор на нём написала «Не имею права уволить». Очень ей благодарна, что тогда она меня удержала.
– Какая, на ваш взгляд, главная проблема современной школы?
– Большие классы. У меня, например, 31 человек. А говорят, что биополе учителя способно выдержать всего 12 (смеётся). Дети гиперактивны, организовать их бывает сложно – они даже за перемену не всегда успевают разрядиться. Пожалуй, это основная трудность, по крайней мере, для меня. С финансированием нынче всё в порядке – почти в каждом классе проекторы, интерактивные доски. Сегодня школа очень хорошо оснащена.
– Кстати, как вы относитесь ко всем этим новым технологиям?
– Для учителя старой закалки бывает сложно адаптироваться, понять, что не получится вечно жить старым опытом. Отставать от времени нельзя. Если дети сегодня технически подкованные, надо соответствовать – уметь пользоваться новыми гаджетами. Это вопрос авторитета – если дети видят, что ты говоришь с ними на одном языке, тебе доверяют больше. Не разбираешься в компьютерных программах? Иди на курсы! Я в своё время отходила. Помню, ученик как-то спросил, можно ли к уроку сделать презентацию. Я тогда и не знала, что это, но виду не подала. Он меня потом научил, теперь я и сама активно пользуюсь. Вообще мой девиз по жизни – «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Я вбиваю это каждому своему ученику, как занозу, и сама следую этому принципу.
– А что скажете о новых образовательных программах? Многие родители жалуются, что они чересчур сложные, в них много лишнего.
– Не могу сказать, что там какая-то избыточная сложность. Что касается стандартов, то каждый учитель задаёт себе какую-то планку. Я всегда работала на сильного ученика. Средние тянутся за сильными, слабые за средними. Поэтому планку лучше завысить. Может быть, будет непросто, но зато твои дети потом нигде не пропадут. У меня есть несколько ребят, которые уехали после пятого класса за границу и учатся лучше всех остальных.
– За почти сорок лет работы перед вами прошли тысячи ребят. Наверняка были и те, кто запомнился особенно?
– До сих пор помню один случай, это было почти в самом начале моей карьеры, я тогда работала в 122-й школе. В четвёртом классе привели мне мальчишку, он с семьёй с Дальнего Востока переехал. Видимо, нравы там были суровые, и он решил не менять старых привычек. Поднимаюсь как-то по лестнице в класс, и тут аккурат у моих ног приземляется портфель, а из него выплёскивается фонтан. Оказалось, мой воспитанник пошёл в туалет, набрал в портфель воды и скинул. Хорошо, что не на голову! Был ещё ученик, рассеянный жутко, мог прийти в перепутанных ботинках: левый на правой, правый на левой. Зато гениальный, потом в физмат ушёл.
А вообще я часто смотрю на детские лица и ловлю себя на мысли – этот похож на Петю Иванова, а вот эта – вылитая Николь Дегтярь. Кажется, что время циклично. И конечно, всегда приятно, когда мои выпускники приходят, приводят своих детей, делятся успехами. У одного своя стоматологическая клиника, другой в Америке преподаёт. Я тогда чувствую и свой вклад – значит, я смогла до них, бывших моих первоклашек, донести главное: учиться – здорово. Я считаю, что, если ты выбрал эту профессию сознательно, а не по остаточному принципу, надо понять главное – в твоих руках будущее. От учителя начальных классов очень многое зависит. Какими ты их сделаешь, такими они и станут.
Беседовала Анастасия Ложко. Фото Александра Гальперина