Непопулярные методы
Федеральные власти предложили жилищникам заняться сбором опасных отходов, но последних эта инициатива не вдохновила
Помимо обычного мусора у каждого петербуржца скапливаются токсичные отходы – автомобильные покрышки, использованные батарейки, перегоревшие лампы. Нести всё это на помойку не велят экологи. На них даже нанесён значок – перечёркнутый мусорный контейнер, что значит: «не выбрасывать». Но не хранить же всё это «богатство» дома?! Оказывается, проблема эта решена на федеральном уровне: согласно распоряжению премьера Дмитрия Медведева освобождать дом от опасных отходов теперь должны управляющие компании. Правда, последние от федеральной инициативы не в восторге и добровольно организовывать места сбора вредного мусора не собираются.
Для содержащих ртуть бытовых приборов (тех же люминесцентных ламп, считающихся отходами первого класса опасности) действуют особые правила утилизации. Просто выбросить в мусорный бак их нельзя. Более того, чтобы донести его до специального контейнера (если вы его, конечно, обнаружите), до недавнего времени требовалось приобретать специальную тару! Понятно, что большинство петербуржцев без зазрения совести отправляют перегоревшие лампы или батарейки прямо в уличные баки или мусоропроводы вместе с бытовыми и пищевыми отходами.
– Многие свалки находятся в бассейне Невы, – предупреждают экологи, – это значит, что через воду токсичные вещества попадают к нам домой. Кроме того, свалки периодически горят. Воздух заполняется всем тем, из чего состоит наш мусор, и новыми, ещё более опасными веществами, которые образуются в результате горения.
По словам руководителя «Зелёного Креста» Юрия Шевчука, при сжигании опасных отходов загрязняется воздух, страдают почва и вода. Также, говорит эколог, большую опасность представляют разбитые люминесцентные лампы, которые не вывозятся вместе с мусорными контейнерами, а остаются во дворах на газонах или площадках.
– Есть только один верный способ обезопасить себя от вредного воздействия токсичных веществ: собирать мусор, содержащий их, в специальные контейнеры, а затем вывозить на специальные полигоны, – уверен Юрий Шевчук.
Поправки в действующее законодательство, подписанные премьер-министром, гласят: управляющим компаниям для сбора токсинов достаточно установить специальный контейнер или бак во дворе или даже в парадной. А сами жильцы теперь имеют право транспортировать отработавшие свой срок лампы в обычных пакетах. К слову, в городе сегодня работают всего пять стационарных пунктов приёма таких отходов – в Василеостровском, Кировском, Калининском, Фрунзенском и Выборгском районах города. Вот только популярностью они, увы, не пользуются. Как рассказал корреспонденту «НВ» сотрудник пункта на Гражданском, 114, люди сюда мусор приносят очень редко. Поэтому открывать аналогичные пункты в других районах нет смысла.
Ещё по городу курсируют так называемые экомобили, но поймать их достаточно сложно. Конечно, расписание машин можно узнать на сайте комитета по природопользованию или по телефонам, но ведь куда проще выкинуть батарейки или лампочки в урну и забыть. О малой востребованности экомобилей говорят и цифры. Так, по данным комитета по природопользованию, в прошлом году эти пункты собрали и утилизировали чуть более 21 тысячи ртутьсодержащих ламп, около 2,5 тысячи градусников и около 80 тысяч батареек.
Поэтому инициатива федеральных чиновников – поручить сбор токсичных отходов жилищникам – важна и интересна. Но, как выяснили корреспонденты «НВ», загвоздка в рекомендательном характере документа. Руководители ЖСК и ТСЖ пока не видят для себя выгоды в новых правилах.
– Бесспорно, выкидывать батарейки и лампы вместе с другими отходами неправильно, – считает председатель ТСЖ «Пискарёвский-159» Михаил Карзов. – Но эту проблему нельзя отдавать на откуп жилищникам. Отдельный бак для токсичных отходов на контейнерной площадке вряд ли решит проблему. Провал программы по раздельному сбору мусора показал: наши граждане не привыкли утруждать себя и сортировать отходы. И нет никакой гарантии, что бак для токсинов будет востребован. Также встаёт вопрос о безопасности такого контейнера: кто будет следить за ящиком с токсичными отходами?
Правда, по мнению Юрия Шевчука, решить проблему с опасными отходами можно намного проще.
– Нужно увеличить рейсы экомобилей, – считает Юрий Шевчук. – Если людей заранее оповестить об их приезде, да ещё делать это в удобное для жителей время, многие с удовольствием избавятся от токсичных отходов и не станут их выбрасывать вместе с обычным мусором.
Ольга Фёдорова, Владимир Афанасьев