Зачем навязывать свои проблемы тем, кто и так всем доволен
Мне кажется, не следует рассматривать общество потребления как проблему. Те, кто рассуждает о духовных проблемах современного общества в целом, проявляют самонадеянность, забывая, что время его существования, равно как и фаза его развития, предопределено свыше. Эта мысль ярче всего проявилась в работе Освальда Шпенглера «Закат Европы». Когда кто-либо говорит о духовной проблеме общества, он так или иначе выступает в качестве выразителя интересов определённой общественной группы, которую эта проблема затрагивает.
Для Запада характерно духовное противоречие между личностью и обществом (можно сказать, обществом потребления). Для России более характерно противостояние интеллигенции по отношению к власти (на фоне безразличия общественного большинства). Что же касается общества потребления, то громадное большинство тех, кем в этом обществе манипулируют, вполне довольны своим скромным положением и вовсе не хотят его лишиться. И не потому, что они не осознают, что ими манипулируют, а потому, что всё, чего они хотят, – это потреблять Любой Ценой. Они просто не способны – в данной жизни по крайней мере – ставить перед собой задачи другого уровня. И становиться их духовными воспитателями – значит повторять ошибки русской интеллигенции, которая уже брала когда-то на себя роль пастыря народного.
По-моему, проблема в другом: среди манипулируемых, наверное, есть те, кто, выделяясь своими способностями, мог бы рассчитывать на иной общественный статус, если была бы возможность честно его заработать. Однако для этого должны выполняться два условия. Во-первых, не следует подобно российским интеллигентам XIX века распространять свои проблемы на остальную часть общества. И, во-вторых, общество не должно быть изначально построено на коррупции как в некоем роде узаконенной корпоративности, заведомо делящей всех на своих и чужих по отношению к вопросу распределения благ, в том числе духовных.
Сергей Татаринцев, джазовый музыкант, композитор