Питерский чудо-мост удивил Мюнхен
В Мюнхене завершила работу XVI Международная отраслевая выставка коммерческой недвижимости и инвестиций ExpoReal-2013. Среди 50 перспективных проектов, которые реализуются в 14 субъектах РФ, наибольшего интереса посетителей выставки в столице Баварии удостоился петербургский чудо-мост, который должен связать Приморский проспект с Крестовским островом
По оценкам немецких аналитиков, Петербург представил на ExpoReal-2013 «один из самых предпочтительных для капиталовложений инвестиционных пакетов». Дело даже не в том, что город на Неве географически ближе к Европе, чем другие российские регионы, участвовавшие в нынешней, крупнейшей за всю её историю международной выставке коммерческой недвижимости и инвестиций.
Дело, как считает эксперт фонда GWI Петер Грюнсдорф, «в правильном позиционировании представителями Петербурга объектов, предложенных вниманию инвесторов, по отношению к актуальному положению дел на рынке коммерческой недвижимости». Здесь в первую очередь имеется в виду футуристический проект двухуровневого пешеходного моста между южной частью Приморского проспекта и северной частью Крестовского острова.
В соответствии с замыслом петербургских разработчиков этого проекта, достойного стать площадкой для съёмок какого-нибудь фантастического блокбастера, по первому «этажу» моста-магазина будут передвигаться пешеходы и велосипедисты, в то время как второй «этаж» будет отдан под магазины и рестораны. Петербургское творческое осмысление знаменитого флорентийского «Понте Веккьо» – моста с торговыми рядами – интересно для инвесторов, по мнению Грюнсдорфа, именно наличием в нём второго, торгового «этажа».
Для горожан, в особенности для любителей футбола, будет просто удобно использование такого моста для того, чтобы попасть, например, на новый стадион «Зенит-Арена» или вернуться с него после матча в город. А инвесторам, заинтересованным в быстром возвращении вложенных в проект капиталов и получении прибыли, важен торговый оборот магазинов и прибыльность ресторанов на втором уровне моста. И посещаемость, и прибыльность будут обеспечиваться благодаря высокой посещаемости матчей «Зенита», а также в связи с тем, что на новом стадионе команды должны пройти матчи чемпионата мира по футболу – 2018.
Что касается минимальной стоимости объекта – 1,5 миллиарда рублей, то она, по мнению экспертов, вполне подъёмна для инвесторов. В чём-то схожие по замыслу объекты, презентованные на RealExpo-2013 другими странами, дороже в среднем в полтора-два раза – при потенциально более долгих сроках окупаемости. Стоит учесть и тот факт, что Россия в этом году, по официальным немецким оценкам, захватила лидерство среди стран Восточной Европы по объёму западных капиталовложений. Из 4,5 миллиарда евро, вложенных в первом полугодии западными инвесторами в восток Европы, 2,9 миллиарда пришлись на долю России. Так что чудо-мост имеет все шансы, чтобы «перенестись» с фантастически красивых эскизов в петербургскую повседневную реальность.
Стоит согласиться и со словами министра правительства Москвы Сергея Черёмина относительно того, что «Россия и Германия помогают друг другу в преодолении последствий мирового финансового кризиса». Помогают, в том числе участвуя в ролях гостеприимного хозяина и крупнейшего гостя на 16-й Мюнхенской выставке – «ярмарке» инвестиций. В унисон этим словам прозвучало, кстати, и приветствие в адрес российских участников RealExpo Райнера Бомбы, госсекретаря Федерального министерства транспорта, строительства и городского развития.
Тем не менее у этой медали есть и другая сторона. Петербургу, когда он предлагает на международном рынке инвестиций свои проекты, стоит знать новейшую тенденцию: конкурировать за иностранные капиталы россиянам придётся именно с немцами. В частности, с мегаполисами Германии. Не случайно вторым и третьим по размерам на RealExpo, вслед за российским, были павильоны не каких-то других стран-участниц, а городские экспоненты Берлина и Гамбурга.
Тут самое время вспомнить мысль Петера Грюнсдорфа о правильном позиционировании петербургских предложений – в первую очередь двухуровневого «моста-магазина». Дело в том, что, с одной стороны, ныне в мире наблюдается уникальная ситуация, когда спрос инвесторов на перспективные торговые центры, а также офисные небоскрёбы превышает количество соответствующих предложений. С другой стороны, именно немцы конкурировали в ходе RealExpo-2013 и будут конкурировать на этом «поле» с россиянами в ближайшие годы.
По словам американского эксперта Роя Митчелла, с которым мне довелось пообщаться, готовя этот материал, «крупные торговые павильоны в Германии рассматриваются международными инвесторами как один из самых перспективных и безопасных объектов капиталовложений в кризисный период».
– Россиянам, если они хотят конкурировать с немцами, обязательно нужно осмыслить скорость самоокупаемости именно немецких аналогичных объектов и сравнить её с аналогичным российским параметром, – считает Митчелл.
Не хочу в свете сказанного Митчеллом нагонять на земляков тоску. Думается, рано или поздно, но найдётся спрос среди западных или азиатских инвесторов на многие другие объекты, представленные Петербургом на RealExpo-2013. Например, на предприятия рядом с городом-спутником «Южный», строительство которого начнётся под Петербургом в 2015 году. На скоростную магистраль в створе улиц Фаянсовая – Зольная. На «пробивки» улицы Димитрова до улицы Орджоникидзе и проспекта Маршала Блюхера от Энергетиков до Индустриального проспекта.
По мнению экспертов, тяжелее ситуация с тремя спортивными объектами Петербурга общей стоимостью 11,6 миллиарда евро, срок окупаемости которых может растянуться на десятилетия. Тут надо учитывать, что конкурировать с нами за внимание иностранных инвесторов немцы будут жёстко, грамотно и эффективно. Это подтверждают и цифры. Так, если в первом полугодии 2013-го Россия получила от зарубежных инвесторов на все проекты чуть менее 3 миллиардов евро, то в одни лишь проекты немецкой недвижимости (в основном так называемые торговые мили и офисные небоскрёбы) зарубежные инвесторы вложили за тот же срок свыше 19 миллиардов.
Впрочем, этот показатель не так уж однозначен. Например, иностранцы, с которыми мне удалось побеседовать на выставке ExpoReal-2013, подчас недоумевали: «Разве в богатой России нет отечественных инвесторов для её масштабных проектов?» Что ж, как видим, и Германия активно ищет международные капиталы – в интересах её собственных граждан. В современном глобальном мире в этом нет ничего «антипатриотичного».
Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии