Сталлоне в Русском музее. Не ждали?
Вернисажу «Сильвестр Сталлоне. Живопись. 1975–2013 годы», который состоится 27 октября в Михайловском замке (Русский музей), предшествовала презентация в книжном магазине «Буквоед» соответствующего каталога – его представили заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова и директор издательско-выставочных проектов Йозеф Киблицкий.
–Мало кто знал, что Сильвестр Сталлоне имеет отношение к изобразительному искусству, – сказала Евгения Николаевна. – Оказывается, не только имеет – он мечтал стать художником, учился и всю жизнь занимался живописью. И не так давно наконец-то решил показать свои работы публике. У Сталлоне было несколько галерейных выставок – в Штатах, в Швейцарии, но для любого серьёзного художника самая серьёзная выставочная площадка – это, конечно же, музей.
Естественно, напрашивался и не единожды задавался организаторам выставки вопрос: какое отношение Сталлоне имеет к Русскому музею?
Евгения Петрова популярно и обстоятельно объясняла:
– У нашего музея есть абсолютное право кроме национального искусства устраивать выставки зарубежных художников. Что мы довольно часто и делаем. Вообще, очень трудно делить искусство на национальное и не национальное, не рассматривать его в контексте мирового. У Русского музея есть также чёткая позиция: нельзя искусство делить на плохое и хорошее, выделять десяток имён, а всех остальных зачислять в плохие. Нельзя ограничиваться каким-то кругом, очерченным телевидением, нужно делать выставки не только знаменитых, но и хороших художников. Если мы считаем: художник хороший – мы показываем. Как художник Сильвестр Сталлоне неизвестен, но это ничего не значит – он хороший художник! Сегодня, развешивая его картины, мы ещё раз убедились в этом. Кто виноват, что он пока не стал знаменитым, художником-звездой? На него, как на актёра, смотрят снизу вверх, а как на художника – слегка свысока. С чего это? Это неправильно. Смотреть на искусство нельзя свысока. Есть произведение – смотри на произведение, и не надо подставлять имя и выносить приговор, кто он – Сильвестр Сталлоне – художник или актёр.
Живописные образы Сталлоне, отмечают специалисты, это своего рода цитаты, новеллы из собственной жизни; художник творчески переосмысливает традиции модернизма ХХ века, в первую очередь американского абстрактного экспрессионизма послевоенного времени. Его манера обезоруживает своей искренностью и эмоциональностью. По словам же самого автора, живопись – это самый быстрый и точный транслятор подсознания.
– Сильвестр Сталлоне прежде всего переносит на холст эмоции, – подключился к разговору Йозеф Киблицкий. – Вы обязательно прочувствуете всю его энергетику. И обратите внимание: при всей формальности так называемой «атаки на холст» он одевает свои произведения в специальные металлические рамы. Сталлоне даже заклёпки выставляет точно.
По просьбе корреспондента «НВ» Евгения Петрова рассказала предысторию выставки:
– Владелица немецкой галереи Кристина Гмуржинская (она открыла миру русский авангард, благодаря ей в Русском музее появился Музей Людвига) предложила: «А давайте-ка сделаем!..» Работы отбирали вместе со Сталлоне; что-то предлагали мы, что-то он. Он специально к выставке написал работ шесть или семь. К сожалению, пришлось ограничиться 35 – пространство не позволяет выставить всё, что хотелось бы. Притом что выставка разделилась на две: на персональную и «групповую», где Сталлоне будет представлен в контексте других знаменитых современных художников, включая его близкого друга Жана Мишеля Баския, из собрания Музея Людвига. Чему мы даже рады. Всем и ему самому будет понятно, в каком художественном измерении он находится.
И ещё один рабочий момент осветили сотрудники Русского музея, дополняя друг друга, – развеску полотен:
– Мы предпочитаем не подпускать художников к развеске. Экспозиция – особое дело, ею должны заниматься профессионалы. Художник пытается набить побольше работ, а для нас важно, чтобы было свободно. Понравится Сталлоне или не понравится наша развеска – это его личное дело. Мы показываем так, как считаем нужным. Сталлоне для нас художник, а не кинозвезда. Но мы, зная его, уверены: ему понравится развеска. Более того! Мы уверены, что после Русского музея у Сильвестра Сталлоне будут другие выставки в других достойных музеях – мы желаем ему успехов.
Кстати, в ближайших планах Русского музея – выставки Бориса Гребенщикова и Боба Дилана, которые «тоже очень хорошие художники». И возможно, фотографа Дмитрия Медведева…
Владимир Желтов