Культура

Александра Маринина: «Написать книжку может каждый»

25 октября

Известная писательница рассказывает, как можно литературным трудом заработать миллион долларов

Не успеет читатель оглянуться, а у Марины Анатольевны (настоящее имя писательницы – Марина Алексеева) готов новый детективный роман. Только одному Господу Богу известно, как ей удаётся работать в таком ритме. Но за это тоже приходится платить – время от времени накатывающими депрессиями… Однако не будем о грустном, тем более повод для новой встречи с Марининой в городе, где она провела несколько замечательных лет своего детства (от 5 до 12 лет), радостный: выход нового романа «Последний рассвет», где убийство жены бизнесмена расследуют опера из «Боя тигров в долине» (предыдущей книжки Марининой) Антон Сташюс, Роман Дзюба, Геннадий Колесов. «Последний рассвет» Маринина представила в «Буквоеде» и Доме книги на Невском, после чего ответила на вопросы «НВ».

– Вы постоянно приезжаете в Петербург на творческие встречи. Что они вам дают как автору?

– Встречи – это хорошо! Они, как правило, в Москве и Питере проходят после того, как выходит новая книга, и обычно случаются в пору золотой осени. После предыдущей книги прошёл год, и у тех, кто пришёл на эту встречу, есть возможность высказаться о ней, потому что понятно, что новую ещё мало кто прочитал, а последнюю, которая вышла год назад, прочитали. И вот поговорить о ней, поотвечать на вопросы, что-то пообсуждать – это всегда для меня важно.

Ну а к визитам в Петербург у меня особое отношение, потому что это город моего детства и даже частично моей юности. Я этот город нежно люблю, поскольку детство моё прошло на улице Маяковского, а училась я на улице Салтыкова-Щедрина (теперь она снова называется Кирочной). Весь кусок от Московского вокзала в одну сторону – до Дворцовой площади и в другую сторону – до Таврического сада – это ареал моего детского обитания. Поскольку приезжаю я по-прежнему на Московский вокзал и встречаюсь с читателями в книжных внутри этого ареала, мне всегда это очень приятно и греет душу.

– Но нет ли формализма в таких встречах, которые зачастую даже у самых именитых авторов проходят словно под копирку?

– Не знаю, у меня всегда по-разному. Приходят совершенно разные люди, создаётся совершенно разная атмосфера, звучат совершенно разные вопросы – всё другое.

– А одни и те же темы и вопросы вас раздражают? Вопрос о творческих планах не вызывает рвотного эффекта?

– Меня раздражает, когда журналисты задают одни и те же вопросы. Вот подряд пять человек идут – и все с вопросами словно под копирку. Вы пока ещё ничего такого не спросили, поэтому не примите на свой счёт.

– А читатели? Неужели они прямо-таки блещут разнообразием вопросов?

– К читателям у меня не может быть таких претензий – они не профессионалы, они искренние люди, которые попадают на встречу со мной, как правило, в первый раз, и они не обязаны знать, сколько таких встреч у меня уже было и сколько раз мне этот вопрос уже задавали. Поэтому я могу в глубине души улыбнуться: «Надо же, столько лет прошло, а всё равно про это спрашивают!» – но всё равно отвечаю и не раздражаюсь.

– Я бывал на нескольких ваших встречах и для себя заметил, что вы талантливый импровизатор – на одни и те же вопросы даёте вовсе не одни и те же ответы.

– Просто мне самой скучно одно и то же повторять. Я эгоистична и очень не люблю, когда мне скучно, поэтому сама себя развлекаю.

– Удивительно, что при таких способностях ещё и в разговорном жанре вы как-то не очень дружите с ТВ, редко там появляетесь! Высокорейтинговые телеэфиры ведь не будут вам лишними…

– Честно говоря, будут. Если меня приглашают в передачу с Владимиром Молчановым на телеканале «Мир» или же зовут Борис Бергман и Илья Жиндарёв в «На ночь глядя», то появляется возможность поговорить с умным, тонким и образованным собеседником, и тогда я не отказываюсь. Но такие предложения крайне редки, может быть, один раз в год случаются. Всё остальное – ток-шоу, а на что оно мне сдалось? По неопытности в конце 1990-х – начале 2000-х я несколько раз принимала такие приглашения и потом поняла, что наградой за убитые полдня в лучшем случае будут две полфразы в эфире. Зато для привлечения ТВ-зрителей выйдет реклама: «В экспертах нашей передачи Тютькин, Пупкин и Александра Маринина». Оно мне надо?! Они будут зарабатывать деньги на рекламе, потому что это будут смотреть, а я угробила полдня. А потом ещё могут вырезать самое ценное из того, что я сказала.

– Лет пять назад в нашем интервью я поинтересовался у вас: «Верно ли, что вы честным писательским трудом заработали в России миллион долларов?»

– Больше…

– Вы тогда добавили, что заработали свой миллион в течение 15 лет, уплатив все налоги…

– Конечно. Это я не за пять минут села и заработала миллион. И действительно отдала все налоги, потому что, слава богу, моё издательство работает только белым налом, по безналичному расчёту, все деньги перечисляются в банк, всё прозрачно и проверяемо и все налоги уплачены.

– Марина Анатольевна, у ваших книг высокие тиражи, их читают и ждут… И в России сейчас есть десяток-другой крайне востребованных писателей, работающих в разных жанрах. Скажите, почему наша литература успешно конкурирует с западными авторами и западной продукцией, а вот наш кинематограф, наша популярная музыка конкурировать по части тиражирования и востребованности с Голливудом и Бродвеем не в состоянии?

– Такой вопрос никогда мне не задавали, и я никогда о нём сама специально не задумывалась. Первое, что приходит в голову, – это чисто статистическая штука. Извините, если моё сравнение покажется вам грубоватым, – просто книга, над которой я сейчас работаю, о спорте, и я очень много литературы читаю по этому поводу. Почему такое внимание к детским спортивным школам и детским секциям? Потому что в секции приходят все детки: в детскую секцию привести ребёнка – святое дело, именно там талант видно. А когда ты приходишь смотреть на тренировки 15-летних, то чувствуешь, что там уже несколько раз произошёл отсев.

Действительно гораздо проще выловить талантливых ребят из всех тех, кого привели в самом начале. То же самое происходит с литературой и кинематографом. Для того чтобы ты снял кино и показал, что ты умеешь это делать, тебе нужно отучиться во ВГИКе, найти большие деньги на то, чтобы снять фильм, да и снять его – а это адский труд, в котором ты не один всё решаешь. Я была свидетелем того, как снимают даже такой в общем-то недорогой сериал, как «Каменская»: для четырёх секунд кадра нужно четыре часа работы… Разве это лёгкий труд? Поэтому людей, у которых хватает пробивной силы, характера добраться до возможности предъявить общественности плод своего кинотруда немного, и часто в этой борьбе выживают далеко не самые одарённые, а те, у кого кулаки и локти крепче… А написать книжку может каждый. Огромное количество людей, которые никогда раньше не были связаны с написанием книг, вдруг садятся и пишут. И порой удачно! Выбрать из этой массы, найти реальный талант гораздо проще, чем в кинематографе, – чисто статистически больше шансов. А поскольку талантливыми людьми наша страна никогда не была обделена, то вопрос только в том, чтобы человек осознал, выбрал правильную профессию, – в написании книг это намного проще делается.

– В Петербурге в десятых годах просто бум творческих вечеров. Ваши коллеги выступают даже в Большом зале Филармонии: Людмила Улицкая, Дина Рубина, Дмитрий Быков… А вы такой вечер могли бы провести, хотели бы?

– Не знаю, никогда об этом не задумывалась и никогда такого не предлагали. И в Москве у меня такого вечера тоже не было. Вероятно, считают, что я недостойна, что детектив – это недостойный жанр.

– Но вы писали ещё и в жанре семейной саги (серия «Взгляд из вечности» из книг «Благие намерения», «Дорога», «Ад», вышедшая в 2009–2010 годах. – Прим. авт.). Возможно ли возвращение на дорогу семейной саги?

– Да, конечно. Я с этими конкретными героями закончила и возвращаться не собираюсь, но в принципе длинную семейную историю про несколько поколений людей одной профессии я бы хотела написать. Надеюсь, что соберусь с силами – не сейчас, и даже не на следующий год, но хочу это сделать.

– Вы обмолвились, что сейчас пишете о спорте… Эта тема нынче разгорается всё сильнее, в преддверии сочинской Олимпиады. Вот и Фёдор Бондарчук не только «Сталинград» снял, но и сериал «Молодёжка» про хоккейные страсти…

– Как он всё успевает!

– А вы «Сталинград» в 3D ещё не видели?

– Я в кинотеатры не хожу, предпочитаю смотреть кино дома на диване тогда, когда мне этого хочется. Кинотеатры для других людей, для нормальных. А я-то ненормальная…

 

Беседовал Михаил Антонов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь