Как город Ы в аренду сдавали
В Общественную приёмную Балтийской медиа-группы обращаются петербуржцы, суть претензий которых сводится к простому вопросу: почему вокруг так много навязчивой рекламы?
Реклама «с видом на Неву» приносит городскому бюджету неплохие деньги. Но как оценить облик города, испорченный огромными пёстрыми конструкциями?..
Переговоры вступали в решающую фазу. В переговорах участвовали двое.
Один – начальник Департамента по эффективному использованию всего и вся Мэрии города Ы. Он отвечал за пополнение городского бюджета и карманов чиновников Мэрии города Ы (в пропорции 50 на 50).
Второй – директор Независимого рекламного бизнес-агентства (при Департаменте по эффективному использованию всего и вся Мэрии города Ы). Он ни за что не отвечал. Он просто продавал жаждущим рекламы бизнесменам по реальной цене то, что купил за полцены у Департамента по эффективному использованию всего и вся.
– Ну, в общем, по тротуарам договорились, – подытожил директор агентства. – Значит, я продаю три оставшихся квадратных километра, а ты договариваешься с Палычем, что рекламу никто не трогает.
– А если журналюги лай опять поднимут?
– Ну тогда… Что-то типа «трудно поймать нерадивых бизнесменов за руку», «за всеми не уследишь» и всё в таком духе. Короче, Палыч сам знает, что сказать… По рекламе на колёсах – та же схема. ОК?
– ОК! Да, и не забудь – когда будешь составлять договор на аренду крыши того дома на набережной, составляй его как положено: на сто лет вперёд, с хорошей неустойкой на случай попытки расторжения. А то мало ли что… Придёт новый начальник, захочет чего-нибудь там расторгнуть, а ты ему – раз! А вот вам договорчик – всё честь по чести.
Все рутинные вопросы, таким образом, были урегулированы, и начальник департамента приступил к главному. Дело в том, что перед ним была поставлена задача как следует пополнить бюджет, а сдать в аренду было уже, как казалось, решительно нечего.
Реклама загораживает не только виды, но и проходы, тротуары, обочины
– Надо, чтобы и на новую дорогу хватило, и на… Ну, сам понимаешь… – начальник департамента доверительно похлопал директора агентства по плечу. – Так что придётся пошевелить мозгами.
Директор агентства насупил брови, изображая шевеление мозгов, и вскоре выдал:
– Вот я всё думаю… Бродят у нас по всему городу эти ходячие рекламоносители, стикеры всем суют… Неэффективно как-то. Всё равно все эти стикеры – только до ближайшей урны. А что если… Пусть они эти стикеры на спины прохожим лепят!
– Слушай, да пусть лепят куда угодно. Мне-то что с этого?.. Ты вот лучше сюда глянь, – и начальник департамента достал из портфеля карту города Ы. – Вот смотри: на окраинах целые районы у нас с тобой не задействованы. Тут на домах рекламы считай что нет…
– А на чёрта мне эти твои дома? Кто на них глазеть-то будет? Ты лучше вот об этом подумай, – и директор агентства обвёл указательным пальцем район старой застройки.
– Тут сложнее, – вздохнул начальник департамента. – Тут с Егорычем, начальником Департамента защиты исторического центра от возмущённой общественности, договариваться надо…
– Так и договаривайся!
– С кем? С Егорычем?
– Нет, с общественностью! – засмеялся, порадовавшись своей удачной шутке, глава агентства.
– Ну ладно – конкретнее. Твои предложения.
– Ну вот, например, у тебя тут на площади чернильница какая-то торчит. Шикарная рекламная тумба могла бы получиться – всю бы обклеили!
– Да, тумба знатная… Но дороговато будет… Твои клиенты потянут?
– Потянут, потянут… И вот эта лошадка, что неподалёку, у речки, тоже годится.
– А на кой тебе лошадка-то? Какая с лошадки реклама?
– Да какая угодно. Креатива тебе не хватает… Вешаешь на лошадку баннер. И слоган: «Покупай… ну там не важно, что покупай, – и ты на коне!»
– Не, с лошадкой совсем сложно… Там, понимаешь, ещё мужик на лошадке… Все фотографируются… Бренд типа…
– Так мне типа бренды как раз и нужны!
– Не, лошадку никак не могу, извини. Эту не могу. А вот эту – которая на площади около тумбы – бери. Недорого!
– Ты меня что, за лоха держишь? Ты думаешь, я не понимаю, на какую лошадку клиент клюнет, а на какую нет?..
– А знаешь что! Возьми вот эту гадину под копытами – тоже известная вещица!
– Зачем мне гадина? Кому она нужна?..
– А аптечные сети?!
– Идея! Ладно, дальше…
И директор агентства продолжил изучать карту.
Реклама загораживает не только виды, но и проходы, тротуары, обочины
– Вот! Дедмазаев остров. Гляди, какая тут чудная стенка: длинная, ровная – так и просится под рекламку.
– Да ты что! Представляешь, какой шум поднимется! Нельзя…
– Как это «нельзя»? Ты же сам иногда на этой стенке вывешиваешь – типа: «С днём рождения, любимый Ы!» А чем какой-нибудь Банкин и Ко хуже, чем «любимый Ы»? Так и будем каждый день вешать: «С днём рождения, любимый Банкин!», «С днём рождения, любимая пирожковая!». 365 дней в году стеночка работать будет!
– Ладно, уговорил… А вот тут, смотри – у нас мужики без дела стоят, неизвестно что подпирают!
– Стоят они, ребята, точёные тела?
– Ага. Поставлены когда-то, а смена не пришла… Не пора ли?.. Пусть себе теперь какой-нибудь логотип подпирают.
– Не, мужики на отшибе стоят. К этим ступенькам, я слышал, только в сумерки ходят… Ты лучше вот на этих баб посмотри – тут же, но на крыше. Тоже без дела торчат. Вот бы им растяжки в руки – пускай держат.
– Мысль! По рукам.
– И вообще этот домик надо как-то активнее задействовать, – разошёлся директор агентства. – Я знаю, там и внутри много всякого, на что народ прётся. Статуэтки там разные…
– А зачем тебе статуэтки-то? Тоже растяжки держать?
– Да нет, тут поэффективнее использовать можно. Они ж там голые почти все. Так?
– Ну так…
– Ну так вот и представь. Принарядить их, а над каждой статуей – плакатик: «Одежда для сего изваяния предоставлена модным домом Бланш Манжет».
– Хорошо мыслишь…
– Ну! И ещё воды у тебя кругом полно, – директора агентства было уже не остановить.
– А что вода?..
– Да вот закатать бы её всю в асфальт. А на асфальте… А то на тротуарах уже совсем места не осталось.
– Это можно, конечно. Но потом. Не всё ж сразу… А пока вот что… Ты не о воде, а о мостиках подумай.
– Так мостики уже и так по полной используем – вся проезжая, все тротуары в рекламе.
– Так то сверху. А если снизу?
– Снизу? А кто видит, что там снизу? Те, которые на корабликах плавают? Да ну… Они и наверх-то не смотрят…
– Так мосты ведь ещё и разводятся иногда. Бери – от банкиров отбоя не будет!
– А при чём тут банкиры?
– А ты представь… Ночь… Тепло… Все на набережных столпились… Ждут, когда мосты начнут разводить… И вот началось… А под мостами – раз: «Обращайтесь за кредитами в банк такой-то – здесь вас не разведут!»
Переговорщики пребывали в радостном возбуждении. Переговоры явно удались.
– Ну, лады… – закурил сигару директор Независимого рекламного бизнес-агентства. – Но что мы всё по наружке да по наружке… Звуковая у нас вообще, почитай, не работает. Взять те же рупоры на стенках. Чего они у тебя круглые сутки молчат?
– Так они ж так – на всякий пожарный…
– Неэффективно… Прикинь. Идут себе люди спокойненько по своим делам, а тут ба-бах изо всех щелей: «Пейте какао ван Гутена!»
– Ага! И сиренки бы хорошо добавить. Чтоб хорошенько запомнили.
– Ну вот! И в подземке тоже – поле непаханое. Почему мы только эскалаторы окучили? А вагоны? Это ж сколько драгоценного рекламного времени теряем!
– Ну, это тебе уже к Семёнычу из транспортного… Но с ним без проблем договоришься. Он всё цены на проезд повышает и повышает, а ему всё мало и мало… Кстати, могу ещё идейку подкинуть… Вот ты всё пыжишься, пыжишься – ставишь светящиеся табло по обочинам, ставишь… А толку… Ты попроси, чтобы тебе разрешили прямо посреди проезжей части ставить!
– Спасибо, старик, – директор агентства был тронут. – Слушай, и с департаментом природных ресурсов меня тоже сведи, ладно?
– А с природным-то зачем?
– Да вот я тут всё думаю… Деревья у нас ни фига не работают… Солнце тоже без дела висит…
***
Прошло пять лет. В Департамент по эффективному использованию всего и вся Мэрии города Ы прислали нового начальника. Тот взялся за дело всерьёз. «Избавим, – говорит, – наш город от…» И действительно – от многого избавил. И только солнечные зайчики, стоит их запустить, по-прежнему весело мигают рекламой модных портянок.
– Эх, голова всё-таки был старый начальник департамента, – поглаживая толстую папку с составленными на сто лет вперёд договорами, пробурчал себе в усы экс-директор Независимого рекламного бизнес-агентства при Департаменте по эффективному использованию всего и вся Мэрии города Ы.
(Все персонажи и структуры – вымышлены. Любые совпадения – случайны)
Тимофей Гарик, поэт