«Рискнёшь сверх меры – потеряешь здоровье»
Петербургская спортсменка Елена Эктова – чемпионка мира 2013 года в гонках на «летних» лыжах – рассказала «НВ» о секретах и опасностях своего вида спорта
В России лыжероллерный спорт не избалован вниманием журналистов. В Европе соревнования в этом виде собирают тысячи зрителей, имеют неплохой телевизионный рейтинг. Среди лидеров мировых лыжероллеров – те же страны, что в лыжных гонках и биатлоне: Норвегия, Франция, Швеция, Италия, Германия. Особняком стоит сборная России, которая в последние годы на всех крупных международных стартах выступает максимально полным составом. Как следствие – личные и командные победы на чемпионатах мира и других солидных соревнованиях. Нынешней осенью чемпионкой мира стала Елена Эктова из Петербурга. На мировом первенстве в немецком Бад-Петерстале она вместе с москвичкой Ксенией Коноховой стала лучшей в командном спринте. После окончания успешного сезона корреспондент «НВ» встретился с Еленой в Токсово под Петербургом, где вместе с ней протестировал трассы нового Федерального тренировочного центра по зимним видам спорта. Тогда же и поговорили.
– Вы были успешной лыжницей, одной из самых молодых мастеров спорта международного класса в России по марафонским гонкам. Что послужило причиной переквалификации?
– Я очень домашний человек. А лыжи – это постоянное многомесячное нахождение на сборах. Да и соревновательный период длинный – осень-зима-весна. Лыжероллерный сезон более компактный. Исключение, наверное, нынешний год, когда в мировом Кубке было более 10 этапов в разных странах.
– Лыжероллерный спорт иногда в шутку называют «гонками слесарей».
– Интересная аналогия. Ну да, у нас сервисмены – а их роль в современном спорте огромна – имеют дело в основном с металлом: гоночные платформы, колёса, подшипники… Тонкостей в их профессии много. Как лыжные мази и парафины для разной температуры, состояния снега и трассы различаются по цвету, так и ролики у нас разноцветные. Для каждой погоды, зернистости асфальта, длины дистанции – свои. Вводных для подбора нужных колёс много. Но девушки тем не менее больше всего любят розовые (смеётся). Мне нравились фиолетовые ролики. Но их, к сожалению, больше не выпускают. Инвентаря возим куда больше, чем зимой. Когда летим на соревнования, плата за перегруз багажа – обычное дело.
– Лыжероллеры занимают большое место в межсезонной подготовке лыжников и биатлонистов. Случается ли тренироваться рядом или вместе с ними?
– Специально не планируем такое, но случается. В итальянском городке Бормио у нас есть любимый 12-километровый подъём в гору, в которую мы на тренировках заезжаем. Там пересеклись с братьями Фуркадами (известные французские биатлонисты Симон и Мартен Фуркады. – Прим. ред.). Позитивные, открытые ребята. Звёздной болезни у них однозначно не заметили. С нашими общаться сложнее – они более закрыты. Может, установка такая или менталитет. Так что рядом тренироваться случается, а вот вместе – нет. Всё-таки специфики подготовки у нас разные. Те же французские биатлонисты использовали подъём в гору классическим стилем как «закатку» в конце дня, для нас, понятно, это основная часть тренировки днём. Пересекались мы на горе вечером – они на лыжероллерах, мы – на велосипедах.
– Где тренируетесь в Петербурге?
– Выручают велодорожки, которые сделаны по обеим сторонам Парашютной улицы. Тренироваться же на дорогах общего пользования у нас сложно. Главные опасности – отвратительное качество покрытия и, увы, – водители… Это в Европе за тобой соберётся целый караван машин и начнут обгонять только после того, как убедятся в полной безопасности манёвра. У нас запросто можно жизни лишиться.
– Не случайно ваш муж и тренер Дмитрий Кричевский, когда сегодня увидел Федеральный тренировочный центр, воскликнул: «Нам бы эти трассы лет десять назад!»
– Да… Тогда бы я была десятикратной чемпионкой мира (смеётся). А если серьёзно, профиль трассы здесь неплохой, качество асфальта в норме.
– Кстати, после победы на чемпионате мира кто-то из городских чиновников вас поздравил?
– Увы, нет. Раньше нас собирали в спорткомитете, как-то отмечали. В этом году – не случилось.
– Можно ли назвать лыжероллерный спорт экстремальным? Далеко ходить за примером не надо – Дмитрий Кричевский сломался так, что не может восстановиться уже второй сезон.
– В программу X-Games (Всемирные экстремальные игры) наш вид не входит. Но экстрима от этого меньше не становится. Главная опасность – это, конечно, спуски. На длинных участках скорость на них может достигать 70 километров в час. Руки голые, ноги голые, из защиты только шлем. Опасность увеличивается пропорционально количеству гонщиков в ней – упал один, следом повалились все. Диме ещё повезло, что его дерево «приняло», а не какой-нибудь бетонный отбойник, хотя организаторы соревнований по мере сил заботятся о безопасности спортсменов. Тут палка о двух концах: будешь осторожничать на спусках и поворотах – потеряешь время, потом не отыграешь. Ведь специалисты по прохождению сложных участков выигрывают у соперников немало времени. Рискнёшь сверх меры – потеряешь здоровье…
– Если запустить на лыжероллерные соревнования зимних лыжников элитного уровня, каковы их шансы?
– А зарубежные лыжники участвуют. Это наши боятся травмироваться, нарушить график тренировок. Слишком велика ответственность. В дисциплинах, где на первом месте функциональная подготовка – подъём в гору, например, их шансы очень высоки. Там, где требуется специальная подготовка, – поменьше. Всё-таки особенности в технике существуют. Да и опыта, наката у нас побольше.
– На последнем заседании Международного союза биатлонистов (IBU) принято решение об увеличении призовых на чемпионатах мира по летнему биатлону до уровня зимних этапов Кубка мира. Не завидуете?
– Здорово, конечно, что о биатлонистах так заботятся. Но у них и вид спорта побогаче. Ясное дело, и мы бы от денег не отказались. Справедливости ради надо сказать, что в последние годы финансирование «летних» лыж в России значительно улучшилось. Не зря на мировой арене мы выступаем самой представительной командой. А соревновательный опыт – это незаменимое дело, особенно для молодых. А молодёжь у нас растёт очень перспективная. Но и мы ещё повоюем!
Беседовал Андрей Чепакин. Фото автора