В тени водителя и кондуктора
Накануне Всероссийского дня автомобильного и городского пассажирского транспорта корреспонденты «НВ» знакомят читателей со специалистами, которые незаметно, но непрестанно обеспечивают работу петербургских автобусов
«Доктор» бортового оборудования
28-летний Денис Галицкий работает в автобусном парке № 5 уже больше двух лет. Хотя по образованию он – химик, окончил химический факультет СПбГУ. Говорит, что попал сюда фактически случайно: во время учёбы знакомые предложили подработку. Пришёл, освоился, втянулся. Его должность – инженер службы бортового оборудования. Она возникла в структуре «Пассажиравтотранса» не так давно – с тех пор как в общественном транспорте начали внедрять электронную систему оплаты проезда, а в автобусах помимо валидаторов появились навигационные модули ГЛОНАСС и информационные табло. Задача Дениса – следить за тем, чтобы всё это работало без сбоев, вовремя диагностировать возможные неполадки.
– Я – врач-диагност бортового оборудования, – шутит он про себя.
Несмотря на отсутствие специализированного образования, Денис утверждает: начинать работать было нетрудно – в электрике и электронике молодой человек разбирался всегда. Не самый на первый взгляд удобный график – два через два в ночную смену – Дениса тоже устраивает. Он – сова, так что бодрствовать ночью и отсыпаться днём ему проще. Правда, выспаться всё же не всегда удаётся, ведь работу надо ещё совмещать с учёбой. Сейчас Денис заканчивает магистратуру, затем планирует писать кандидатскую. А ещё он молодой папа двух очаровательных девчонок – Ксюши и Юли.
Фея забытых вещей
Семейные фотографии, ноты, детские одёжки, мужские кеды, кружевной зонт… Казалось бы, что может объединять эти вещи? Очень просто – все они пали жертвами человеческой рассеянности и оказались на складе забытых вещей в автобусном парке № 7. Здесь их бережно хранит Екатерина Алексеева – сотрудница отдела эксплуатации, который в том числе отвечает и за найденные в автобусах диковинки. В основном забывчивые пассажиры теряют документы, но случаются и курьёзы – сейчас, например, на складе среди прочего ждёт своего хозяина барабан. Впрочем, говорит Екатерина, за ним, скорее всего, уже никто не придёт – нашли инструмент в феврале. Тем более что информация о находке сразу публикуется на сайте «Пассажиравтотранса».
– Забытую вещь сдают в наш отдел вместе с приёмочным актом, – поясняет Екатерина. – Там указано, где, когда и что было найдено. Потом остаётся только ждать.
Вообще, по правилам забытые предметы хранятся около полугода, затем отправляются на помойку – места для полноценного склада на предприятии нет. Обычно, по словам Екатерины, по горячим следам обращаются за документами. Если же нет, ей приходится самой разыскивать владельца всеми правдами и неправдами, подключать знакомых и мониторить социальные сети.
Хотя «приходится» – не совсем верное слово, потому как Катю никто не заставляет, просто она очень переживает за оставшихся без документов сограждан.
– Один раз разыскивала женщину, которая забыла целый пакет документов на себя и на ребёнка, – вспоминает Екатерина. – Я как представила, что ей придётся их восстанавливать… Это же кошмар! Провела целое расследование, куда только не звонила, пытаясь найти её координаты. Даже в женскую консультацию! А нашли её в итоге благодаря квиточку от стоматолога, который тоже был среди бумаг, – хорошо, что в клинике пошли навстречу и дали её номер. Когда я сообщила, что пропажа у нас, она была в шоке.
Самую необычную находку весь отдел вспоминает до сих пор: прошлой зимой в одном из автобусов пассажир оставил… живых голубей! Правда, хозяин быстро спохватился, и пернатых ему вернули.
Водитель, нажми на тормоза!
Что самое главное в легковой и грузовой машинах или пассажирском автобусе? Тормоза! Проверять их исправность – одна из основных рабочих обязанностей Виталия Зелента, механика отдела технического контроля автобусного парка № 5. Эта процедура входит в комплекс технического обслуживания, которое автобус проходит по достижении определённого количества откатанных километров. Выглядит это так: автобус наезжает колёсами на специальные катки, внутри которых установлен датчик. Его показания, которые специалист фиксирует на пульте, отражаются на стенде. Потом данные распечатывают и делают вывод – пора менять тормозные колодки или нет.
Конечно, этим работа Виталия не ограничивается: в ремонтной зоне всегда есть чем заняться. Тем более что недавно молодого человека повысили, сделав старшим механиком. А ведь по образованию он менеджер. Но устроиться по специальности так и не пришлось. В автобусном парке № 5 Виталий трудится почти два года. Говорит, что работа интересная, а вовсе не рутинная, как может показаться со стороны. По крайней мере, уходить он пока никуда не собирается.
– День пролетает незаметно, – говорит Виталий. – То поможешь кому, то подменишь, масло выпишешь водителю или антифриз, акты топливные заполнишь. А там уже и домой пора.
Мастер трафарета и краски
Вглядываясь в табличку на приближающемся автобусе и пытаясь найти в списке остановок нужную, пассажиры вряд ли задумываются, кто, собственно, наносит названия этих самых остановок на эту самую табличку. А между тем делается это вручную, с помощью трафарета и валика краски. В автобусном парке № 7 этим занимается Евгений Безруков – маляр-живописец. Это тот случай, когда фамилия отнюдь не говорящая – с руками у Жени всё в порядке, иначе вряд ли бы пошёл учиться на реставратора. Впрочем, после окончания профлицея молодой человек успел сменить несколько специальностей: был и оператором печатного станка, и в фотолаборатории трудился, но подолгу нигде не задерживался. Зато на своей нынешней должности работает уже семь лет. Говорит, коллектив хороший, работа несложная, голова всегда свободна. В день нужно сделать штук 10 указателей, а если парк берёт новый маршрут, Женя рисует таблички на все автобусы, которые он будет обслуживать, и это нужно сделать очень быстро.
– В отделе эксплуатации мне выдают текст маршрутного указателя, – описывает рабочий процесс Евгений. – Я с него делаю трафарет, расчерчиваю, вырезаю – это, пожалуй, самый муторный процесс. Наношу на табличку жёлтые квадраты (на которых пишется номер маршрута), жду, пока высохнут, потом уже через трафарет – названия остановок. На следующий день сдаю таблички, и их распределяют по маршрутам.
Кстати, в свободное время Женя занимается настоящей живописью – рисует акварелью.
Голос из автобуса
Ольга Васильева в профессию пришла осознанно – окончила Ленинградский автотранспортный техникум, начала карьеру в должности диспетчера автобусной станции. За 15 лет работы выросла до заместителя начальника отдела эксплуатации – по сути, она отвечает за весь процесс перевозок, следит за работой водителей на линии. А недавно Ольга стала ещё и официальным голосом автобусного парка – объявления об остановках, которые пассажиры слышат на маршрутах, произносит именно она. Сначала запись сделали для ночных автобусов, теперь же к помощи Ольги прибегают всякий раз, когда на маршрутах появляются какие-то изменения. В первый раз перед записью Ольга изрядно нервничала, долго тренировалась. Даже брала тексты на дом, начитывала, отрабатывала интонацию, заучивала названия остановок. Теперь эта задача труда не составляет – привыкла, понравилось. Недавно на предприятии создали учебный фильм для водителей, и закадровое озвучивание тоже исполнила Ольга Васильева. Она говорит, что работа приносит ей радость каждый день – впрочем, по светящемуся улыбкой лицу это видно и так.
– Я себя нашла в этой профессии, – признаётся Ольга. – Это так важно и ответственно, ведь общественный транспорт – важнейшая сторона жизни большого города. Скучать не приходится: каждый день – новая задача, ищешь решения, порой импровизируешь. Кстати, транспорт у нас – дело семейное. Муж тоже работает в этой области, и даже в этом же парке – водителем.
Материалы подготовила Анастасия Ложко. Фото Александра Гальперина