Андрей Могучий: «Мы должны пройти по канату»
В Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова закончена реставрация в исторической части основного здания театра, которое было закрыто на ремонт два года назад.
Леса сняты, двери распахнуты. Объявлена точная дата, когда театр примет в обновлённом и воссозданном историческом интерьере первых зрителей, – это случится в День города, 27 мая 2014 года. А на днях строительную площадку посетил управляющий делами президента РФ, президент Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда «БДТ им. К.Ю. Лаврова» Владимир Кожин.
Владимир Игоревич с интересом рассматривал обнаруженную роспись на потолке зрительного зала. Ему показали изображения ангелочков, которые открылись взору в результате расчисток и демонтажа красочного слоя над сценой как раз в том месте, где до недавнего времени находился герб СССР. Теперь скопированный герб будет экспонироваться в Музее БДТ, а младенцы на стенах станут радовать глаз в зрительном зале.
– Не скрою, испытал сложные чувства, когда вошёл сегодня в здание театра, – признался Владимир Кожин. – Я был частым гостем БДТ. И мне казалось, что сегодня меня встретит на лестнице Кирилл Юрьевич Лавров... Было некоторое опасение, что после реставрации исчезнет дух прежнего театра, что новые материалы и технологии изменят атмосферу этого удивительного места. Но этого не произошло. Строители справились со сложной задачей. И я уверен, что к открытию театра все работы будут закончены.
Уникальной оказалась живопись потолка кассового вестибюля – его воссоздали по историческим чёрно-белым фотографиям. Специальная экспертная комиссия выбрала полихромную расцветку картушей и растительного орнамента: гамма стен, потолков вестибюля, театрального фойе, помещений будущего музея обрела благородные фисташковый и бежевый цвета. В нескольких местах росписи восстанавливать не стали, решив оставить в качестве примера под стеклом кусочки старых стен. Таким образом, музей начинается для посетителей уже с первых шагов в здании. Построено основное здание театра было по проекту архитектора Людвига Фонтана в 1876–1878 годах и является памятником архитектуры федерального значения. Остальные пять корпусов принадлежат советскому времени и архитектурной и художественной ценности не имеют, но также сегодня включены в план реконструкции – к концу 2013 года строители должны будут завершить их капитальный ремонт. А затем начнётся техническое оснащение театральной площадки.
Комплексная реконструкция и реставрация здания потребовали гораздо больших средств, чем было заявлено вначале, – 1,5 миллиарда рублей, – рассказал корреспонденту «НВ» руководитель ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Александр Шабасов. – Когда вскрыли ветхие стены, мы увидели крошащиеся внутренности, которые обязательно надо было укрепить сложными металлическими конструкциями. И пока этап за этапом обнаруживались новые и новые трудности в реставрации старой постройки, стоимость работ выросла до 6 миллиардов рублей. Помощь Владимира Игоревича Кожина здесь была совершенно неоценима.
Немало споров возникло по поводу, какого цвета сохранить внешние стены БДТ.
Если бы вернули охристо-коричневый цвет зданию, каким оно было в XIX веке, то театр бы однозначно перестал быть доминантой набережной Фонтанки, то есть визуально мы бы исчезли, – сказал главный художник БДТ Эдуард Кочергин. – Поэтому мы остались в зелёном цвете, как это и было в течение всего XX века. И я хочу поблагодарить сотрудников КГИОП, к которому обычно художники и архитекторы относятся с долей негатива как к некой запретительной организации, – здесь всё было наоборот: находились разумные компромиссные и, на мой взгляд, абсолютно верные с исторической точки зрения решения. Занавес, портьеры зрительного зала, обивка кресел сохранят синий цвет, как это было предписано театру в 1919 году на городском театральном совещании, правда, от кобальта перейдут к более тёплому оттенку.
В БДТ восстановят гримёрку № 12 Кирилла Лаврова, кабинет Георгия Александровича Товстоногова и, конечно же, знаменитую гримёрку № 9, где оставляли автографы на стенах известнейшие люди, а первым расписался в 1966 году Сергей Юрский. Как рассказал художественный руководитель театра Андрей Могучий, в музейной зоне откроется зал, посвящённый великим артистам и богатой истории театра. В другом зале будет устроена экспозиция, повествующая о сегодняшнем дне театра. Следующий год для БДТ – юбилейный. 15 февраля театр отпразднует своё 95-летие. Юбилеи отметят ведущие артисты театра – Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.
– Мы хотим, чтобы театр был открыт городу, чтобы здесь бурлила жизнь, чтобы сюда приходила молодёжь, люди бы общались за чашкой кофе, вели дискуссии, – сказал Андрей Могучий. – И конечно, это будет театр, снабжённый сложнейшим техническим оборудованием. Я недавно зашёл в один из отделов и был удивлён, что сотрудники печатают под копирку на пишущих машинках «Омега» 80-х годов. Надо ли сохранять такую старую форму работы? Я думаю, театр не может быть вчерашним и завтрашним, он должен быть сегодняшним. Надо, безусловно, сохранять традиции, но обязательно двигаться вперёд, этот принцип и был заложен Георгием Товстоноговым, который был во всём новатором. Мы должны пройти по канату, суметь бережно перенести в новую историю дух БДТ. И вместе с актёрами разных поколений идти в будущее, соединив старое и новое.
Елена Добрякова