Фандализм
Фанаты «Спартака» разгромили стадион в Ярославле, и им за это, похоже, ничего не будет
Вчера в Доме футбола в Москве состоялось экстренное совещание РФС, на котором российские футбольные чиновники в очередной раз решали, что делать с фанатами. Накануне на матче 1/16 Кубка России в Ярославле между «Шинником» и «Спартаком» болельщики красно-белых устроили настоящий погром на стадионе – жгли файеры, ломали и метали кресла, прорвались на беговые дорожки стадиона и вступили в бой с омоновцами – пострадали 3 стража порядка. Игра была прервана почти на полчаса, но арбитр встречи так и не решился отменить этот матч.
Подавив «восстание» поклонников «Спартака», столь пышно праздновавших день рождения своей фанатской организации «Фратрия», ярославские стражи порядка задержали около 40 человек и завели уголовное дело по факту вандализма. Также обещано, что «будет дана оценка и факту» демонстрации нацистского флага на гостевой трибуне. Правда, владелец «Спартака» Леонид Федун тут же заявил, что сам он флага не видел и уверен, что это провокация. Солидарны с Федуном и лидеры «Фратрии», заявившие, что никакого отношения к флагу не имеют. И в это можно было бы даже поверить, если бы фанаты красно-белых не поздравляли регулярно и публично друг друга с днём рождения «дедушки» Гитлера. Полиция, кстати, знаменосцев не задержала, флаг не изъяла, но у неё, как заявили в пресс-службе, есть фотографии.
Тем временем сегодня КДК РФС вынесет свой вердикт по поводу случившегося, и самое страшное, что грозит «Спартаку», – это штраф тысяч в 200 рублей и один (!) матч Кубка России (не путать с чемпионатом) без зрителей. А накануне стало известно, что скандал вокруг ЦСКА, болельщиков которого игрок «Манчестер Сити» обвинил в расизме, завершился. Решением УЕФА на следующем матче армейцев в Лиге чемпионов фанатская трибуна будет закрыта.
Что вчера экстренно решили российские футбольные чиновники, неизвестно. Скорее всего, ничего. Во всяком случае, глава Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин, присутствовавший на этом заседании РФС, заявил журналистам, что «обсуждали ситуацию в целом и возможные меры». Будто не было в прошлом году злополучной петарды, брошенной с гостевого сектора «Зенита», многочисленных совещаний с представителями футбольных клубов, предлагавшими вполне адекватные «возможные меры» по отношению к тем, кто приходит на стадион не футбол посмотреть, а себя показать. В том числе предлагалось разрешить дисквалификацию фанатских трибун, а также позволить клубам лишать права посещения стадиона во время матчей отдельных зрителей от года до пожизненно. И будто не было проекта Закона о болельщиках, который не критиковал только ленивый.
Теперь же одной из «возможных мер» главный болельщик страны называет «введение санкции наподобие той, что УЕФА применил к ЦСКА, – частичного закрытия трибун». Эту меру наказания если и начнут применять в России, то только со следующего года, так что до конца года нынешнего фанаты ещё могут вдоволь порезвиться.
Вопросы, кто виноват в том, что творится на фанатских трибунах, и что с этим делать, давно уже стали в России риторическими. Хотя решение у них есть, и очень простое, реализованное, например, в Англии. Или в Испании. На туманном Альбионе футбольные хулиганы лишаются права посещать стадион не только теоретически, как у нас, когда лишённый абонемента может запросто приобрести разовый билет, а практически – во время матча наказанный фанат обязан явиться в полицию и провести там все 90 минут плюс добавленное время. А ещё английские любители похулиганить на футболе не могут выехать за границу своей страны не только на футбол, но и на отдых. Им просто не продадут билеты и не пустят за кордон (благо Великобритания, даже будучи членом ЕС, сохраняет особый статус в вопросе пересечения собственной границы). После столь жёстких мер страсти на английском футболе поутихли, но сам футбол и культура боления ничего не потеряла. А ведь именно этот аргумент, мол, без фанатов и их шоу, часто переходящего в «фандализм» и мордобой, футбол перестанет быть футболом, всегда приводят поклонники зажигания огня, выкрикивания нецензурщины и драк с полицейскими на трибуне стадиона.
В Испании, кстати, пошли ещё дальше и просто упразднили такое понятие, как фанатская трибуна. Небольшое количество мест для представителей собственных фан-клубов (людей со специальными карточками, очень похожими на удостоверение личности или водительские права) выделено и на «Сантьяго Бернабеу» в Мадриде, и на «Камп Ноу» в Барселоне, но это мизер, и погоды в общем хоре зрителей фанаты не делают. К слову, упразднить фанатские трибуны в России предлагал как-то известный хоккеист, а теперь сенатор Вячеслав Фетисов, за что был подвергнут остракизму со стороны фанатов. Ведь, по их понятиям, без них и футбола-то быть не может.
Понятно, что на столь радикальные меры в России не пойдут. Да и «возможные меры» по дисквалификации фанатских трибун тоже будут применять в редких случаях и совершенно бессистемно, как это и было до сих пор. Хотя проблема решается относительно просто и достаточно нескольких шагов. Шаг первый: задерживать (причём не после матча, а во время него) каждого, кто хулиганит на трибуне, с последующим наказанием – от штрафа до лишения свободы в случае рецидива. Шаг второй: дать клубам больше полномочий в вопросах лишения права посещения матчей особо неблагонадёжных зрителей. Шаг третий: показывать «красную карточку» фанатским трибунам не только за вопиющее поведение (как в Ярославле), но и за любое нарушение правил поведения на стадионе, включая массовое скандирование нецензурных слов. Шаг четвёртый: неукоснительно следовать по этому пути. А там уж посмотрим, кто на футболе хозяин.
Кира Донская. Фото ИТАР-ТАСС