И сказка станет былью
Смольный представил стратегию развития Петербурга, согласно которой к 2030 году в городе на Неве уровень жизни будет лучше, чем в Милане и Барселоне
Очередная представленная Смольным «стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга», горизонты которой простираются до далёкого 2030 года, даёт поводы для иронии не то что каждой страницей, а буквально каждым своим абзацем. Начиная с обещаний догнать по уровню и качеству жизни Милан и Барселону (выбор именно этих весьма проблемных городов в качестве ориентиров можно объяснить разве что туристическими предпочтениями авторов сего труда) и заканчивая обещанием построить за предстоящие 17 лет аж 89 станций метро, что, конечно, за гранью критики. Это не мечтания даже, а туманные грёзы.
Но есть соображение, которое заставляет отнестись к планам «смольнинских стратегов» не только как к красивым прожектам. Петербург уже бывал в числе лучших городов мира. В 1913 году по количеству населения – свыше двух миллионов человек – он уступал лишь Лондону и Парижу, в столичных вузах учились 40 тысяч студентов, работало без малого шестьсот банков, больше тысячи крупных и средних предприятий. Город давал четверть всех производимых в стране машин, 70 процентов электротехнической продукции, половину всей промышленной химии.
Музеи старых питерских заводов, например Обуховского, свидетельствуют, что квалифицированный рабочий мог себе позволить иметь собственный дом с прислугой «из деревенских», да и сами вчерашние деревенские неплохо в столице устраивались. Видимое и сегодня подтверждение былого процветания Петербурга – его архитектура. Даже в лучших европейских и американских городах таких особняков и доходных домов, таких магазинов, училищ и больниц не строили.
И, как ни странно, этот расцвет был достигнут при самом слабом, по общему мнению, правителе России Николае II. Который не вынашивал амбициозных планов и практически не вмешивался в хозяйственную жизнь. Тем не менее факт есть факт: если бы не мировая война, к 1920 году Россия имела бы самую сильную экономику мира, а Петербург стал бы по основным социально-экономическим показателям мировой столицей.
При желании можно найти немало параллелей между 1913 и 2013 годами, например с начала нынешнего века благосостояние Петербурга и его жителей росло практически такими же темпами, как и век назад. Так что смелые ожидания авторов очередной городской стратегии отчасти оправданы.
Картину портят только детали, точнее, почти вся прописанная в документе конкретика. Смотрим, например, карту «направлений пространственного развития Петербурга». И узнаём ценную информацию, что Петербург будет расти во все стороны, исключая водные пространства. Смотрим другую карту, где город поделён на шесть «территориально-экономических зон». Центральная, как легко догадаться, будет заниматься финансами, ведь в ней не только офисы банков, но и все органы власти. Северную зону почему-то назначили ответственной за науку, наверное, из-за наличия академических дач в Комарово. Ладожскую зону назвали транспортной и жилищной, хотя эти функции есть у каждой зоны. Информационная ценность данных карт стремится к нулю.
Столь же ценны прогнозы о бурном развитии высокотехнологичного и наукоёмкого сектора экономики, о качественном улучшении сферы ЖКХ. И, признаться, самое депрессивное впечатление произвели разделы о транспортной политике города, видимо, их авторы не в курсе даже тех дискуссий на эту тему, что велись в стенах Смольного.
Но если не вдумываться в детали и не обращать внимания на перегибы вроде фантастических планов по развитию метро, новая стратегия способна устроить и руководство Смольного, и горожан. Потому что она обещает увеличить среднюю продолжительность жизни до 78 лет, полную адаптацию мигрантов, безопасность, благоустройство, обилие зелени, чистоту и всё такое. Обещания опираются на вполне объективные показатели развития Петербурга за последние два десятка лет, к которым можно присовокупить исторические аналогии. Если же ситуация изменится, Леонтьевский центр, который традиционно выступает автором «стратегий» для всех администраций города, охотно и за разумные деньги напишет новый её вариант.
Владимир Владимиров, обозреватель «НВ». Рисунок Ольги Быстровой