«Человек должен отвечать за свои слова»
Звезда Голливуда Джулианна Мур призналась «НВ», что ей не нравится анонимность в интернете
В апреле 1974 года на прилавках американских книжных магазинов появился роман никому не известного автора Стивена Кинга, рассказывающий историю старшеклассницы-изгоя Кэрри Уайт, которая обнаруживает в себе телекинетические способности. Вскоре и имя писателя, и имя героини стали известны всему миру. Немалую роль в этом сыграла экранизация романа, осуществлённая Брайаном де Пальмой в 1976 году. С тех пор Кэрри стала синонимом унижения и страшной мести. Спустя почти три десятка лет режиссёр Кимберли Пирс сняла свою версию знаменитого романа (в российский прокат фильм «Телекинез» выходит 14 ноября). На роль фанатично-религиозной матери Кэрри она позвала Джулианну Мур. Стоит заметить, с такой ролью актриса ещё никогда не встречалась.
– Джулианна, известно, что экранизация Брайана де Пальма в Америке обладает статусом культового фильма. Вас не пугало, что придётся побороться со «священной коровой» для многих американских киноманов и поклонников Кинга?
– Да нет, ни о чём таком я не думала. Вообще, я не против римейков, тем более когда речь идёт об экранизации литературных произведений. Каждый по-своему может прочесть историю Эдипа или Гамлета. Другое дело, что, действительно, к съёмкам римейков подобных фильмов нужно подходить с особым трепетом. Но я считаю, что Ким Пирс – замечательный режиссёр, и её взгляд на историю очень свеж. Многие вещи, которые сделала Ким, отсылают именно к книге. Она очень правильно поступила, что решила сделать свой собственный фильм, а не просто римейк старого.
– В чём свежесть взгляда Кимберли Пирс?
– Сейчас подростки общаются совсем иначе, нежели в середине 70-х годов. Произошло столько изменений, что идея добавить элемент социальных сетей показалась мне очень хорошим способом осовременить классику.
– Да, в трейлере «Телекинеза» показывают, как одноклассницы фотографируют на мобильник обнажённую и униженную Кэрри с тем, чтобы потом выложить ролик в «Ютубе». Сегодня издевательства приобретают грандиозный масштаб – и в пространстве, и во времени.
– Вы правы. Мы сейчас живём в мире, где многие одержимы фиксацией своей жизни, как будто недостаточно просто её проживать. Я знаю, что Ким ходила в школы и интересовалась у директоров, «что изменилось в поведении учеников за последние пять лет», и они хором ответили: «Бесконечные записи друг друга на смартфоны». Ладно, если дело касается видео каких-нибудь безобидных вечеринок. А ведь в «Ютуб» попадают и совершенно возмутительные по своей жестокости кадры.
Отдельная история – комменты в соцсетях. Самое ужасное, когда они анонимны. Когда я училась в школе, в ходу были такие «книги с комментариями». Представьте себе тетрадку, каждая страница которой посвящена кому-то из детей. И каждый одноклассник мог написать любой комментарий, всё, что они думают об этом человеке. Конечно же, анонимно. Случались отвратительные, оскорбительные и даже жестокие замечания. Но тогда учителя конфисковывали эти «книги» и пытались выяснить, кто зачинщик. Сегодня аналог этих «книг» юридически разрешён в интернете. Я считаю, это недопустимо, это негуманно. Безусловно, я за свободу слова, за свободу высказывания, но человек должен нести ответственность за свои слова, а не прятаться за маской анонима.
– У вас дети-подростки наверняка тоже сидят в соцсетях?
– У Калеба есть страничка в «Фейсбуке», но, признаюсь, я её контролирую. Лив, к счастью, пока такие вещи не интересуют. Она пошла в меня – когда у неё появляется свободное время, она читает.
– Если не ошибаюсь, в «Телекинезе» больше внимания уделено вашей героине. Во всяком случае, мы больше узнаём о её предыстории.
– Да, и мне кажется, это правильно – так нам легче понять её. Не знаю, как вам, мне её очень жаль, она очень многое пережила. Вы только вдумайтесь – когда-то эта женщина была вовлечена в религиозную секту, потом она вышла замуж и вместе с супругом основала собственную церковь. Когда Маргарет забеременела, то думала, что больна раком. Не успела она осознать, что не умирает, а, напротив, даёт жизнь другому человеку, как теряет мужа и в итоге растит Кэрри в одиночку. Она жертва социальной изоляции. Маргарет любит свою дочь и никогда не причинит ей зла. Она запирает Кэрри в доме из лучших побуждений – стремясь уберечь дочь от опасности внешнего мира. Именно поэтому она хочет всё время держать её в доме, взаперти, в безопасности. Вспомните, как она говорит Кэрри: «Они будут смеяться над тобой, будут делать тебе больно».
По сути, «Телекинез» – это история о подростковом неповиновении; оно, конечно, принимает достаточно экстремальный характер, когда дело доходит до отношений Кэрри с матерью… Но в судьбе любого человека наступает момент, когда дети вырастают и перестают быть детьми. Кэрри как раз находится на этой стадии своей жизни: она хочет двигаться вперёд и самоутверждаться как взрослая, но помимо того, что ей приходится выживать в школе, ей мешает собственная мать.
– А как у вас в юности складывались отношения с матерью?
– Мы были очень близки. Конечно, в детстве она изводила своим вечным стремлением подстраховать меня: «не упади», «не перебегай, под машину попадёшь», «не ударься», «не обожгись». А в подростковом возрасте я пыталась доказать свою самостоятельность. В общем, обычные материнский страх и детский бунт. Но между нами не было дистанции, мы были скорее подружками, я даже представляла себе, как мы будем коротать время старушками…
…Мама ушла несколько лет назад, но меня не покидает ощущение, что это произошло вчера. Я не верю, что боль утраты со временем уходит, думаю, она просто становится печальной реальностью. Единственное, что помогает пережить боль, – собственные дети (у Джулианны Мур двое детей – сын Калеб 15 лет и дочь Лив 11 лет. – Прим. ред.), для которых я должна быть такой же мамой, какой она была для меня. В память о ней я написала книжку «Моя мама иностранка, но не для меня».
– Много говорящее название…
– Мама приехала в США из Шотландии, когда ей было 10 лет, но она всю жизнь ощущала себя шотландкой. Я хорошо помню, как она плакала, когда ей, как супруге военнослужащего, пришлось принять американское гражданство. Всё детство она мне повторяла: «Помни, ты родом из Шотландии». Мама всегда по-особому заплетала мне косу и частенько готовила национальные блюда. Но о том, что она другая, мне постоянно напоминали мои одноклассники, изводившие меня вопросом: «Почему твоя мама говорит так смешно?» Так что, что такое «быть чужой», я хорошо знаю. Даже в таком «плавильном котле», как США, далеко не все могут ассимилироваться.
– До этой книги вы написали ещё три, детские. Почему вы решили писать для детей?
– Я отвечу словами Мориса Сендака (американский детский писатель и художник-иллюстратор, известность которому принесла книжка с картинками «Там, где живут чудовища», переизданная в десятках стран, но, увы, не в России. – Прим. ред.). Однажды ему задали тот же вопрос, и он ответил: «Так получается, потому что так получается». Но я счастлива, что «так получилось», потому что для меня книги очень много значат. Мой папа был военным, и, переезжая вслед за ним из города в город, я сменила девять школ. Каждый раз мне приходилось преодолевать сопротивление, а то и неприятие одноклассников. Это была нормальная реакция на новичка, до крайностей не доходило, и всё же… Потом, согласитесь, нелегко маленькой девочке каждый раз заново обживать новый мир. И тогда мне очень помогло моё бегство в книжки – они давали мне надежду, что я не одинока, что все мы испытываем похожие чувства и переживания.
– Героиня ваших трёх книжек – девочка по прозвищу Конопатая Земляничка. Почему её все так называют?
– На самом деле так называли меня в детстве. То, что я рыжая, меня вполне устраивало, но вот веснушки! Дети меня спрашивали: «Это грязь?» – а я ничего не могла поделать со своей кожей и просто молча страдала. В общем, я была обычной девочкой с массой комплексов. Но всё забывалось, как только я сворачивалась калачиком с книгой в руках. Уже через минуту для меня не имело значения, где я нахожусь. Так и сейчас – если в руках есть книга, мне везде хорошо, ничто меня так не успокаивает, как чтение.
– Вы помните свою первую книгу?
– Вы имеете в виду книгу, которую я прочла сама? Читать меня научила мамочка, когда мне было шесть лет. Я никогда не забуду тот вечер, когда я открыла детскую книжку про погоду и электричество и по слогам прочитала: «Мама, мама, – сказал Боб. – Я вижу Робина». Кажется, это была глава о весне. Вот с такой незначительной фразы всё и началось (смеётся). Потом в каждом новом городе я первым делом бежала в местную библиотеку. И, кстати, я всегда была большим поклонником Стивена Кинга – он фантастически одарённый рассказчик. К тому же он умеет писать вневременные истории – к сожалению, такие маргиналы, как Кэрри, будут всегда…
Беседовала Елена Боброва. «НВ» благодарит кинокомпанию WDSSPR за помощь в подготовке материала. Фото AFP