Маловато будет?
Сколько должны получать депутаты и министры? 160, 250, 420 тысяч? На этот счёт есть разные мнения...
Рост ВВП – 1,5 процента, рост зарплат – 260 процентов
Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»
Сообщение о том, что зарплата депутатов Госдумы подтянулась до уровня министерской и составила теперь 250 тысяч рублей, – взорвало не только блогосферу, но и тех, кто не знает, с какой стороны подойти к компьютеру. Люди возмущены. Причём не столько самой суммой, сколько её сопоставлением с тем, что они сами получают.
Впрочем, всё это эмоции, а есть и официальные данные. В прошлом году ВВП России на душу населения составлял немногим более 14 тысяч долларов. Депутаты же получают в 6,7 раза больше. А с сентября будущего года, когда депутатские и министерские зарплаты вырастут до 420 тысяч, этот коэффициент вырастет до 11,3. Для сравнения: в Норвегии тот же показатель – 1,5, во Франции и Швеции – 2, в Австралии – 3, в США – 3,5.
Кроме того, никто не может понять: а за что, собственно, депутатам такая прибавка? Многие их инициативы и принятые на скорую руку законы повергают людей в шок. Или, может, у депутатов какая-то особо высокая ответственность? Да они ведь даже сами не голосуют. Мы же все не раз видели по телевизору: у них дежурный по ряду – бегает и нажимает кнопки за всех подряд…
Самый скандальный депутат Думы, страдающий к тому же словесным недержанием, узнав о повышении денежного довольствия своим коллегам, со всей откровенностью признался:
– Сейчас повышают зарплату в два раза, так кто же уйдёт? Сиди, ничего не делай… и балдей.
Очевидно, об этом же мечтают и российские министры. Ещё летом их зарплата, как и депутатская, едва переваливала за 160 тысяч рублей, но теперь, после осенних повышений до тех же 250 тысяч, им и этого мало.
В отличие от депутатов министры персонально отвечают за большой участок работы. За это им и надо платить. Однако за что же министрам вдвое с лишним наращивать зарплату, если у нас, по официальным данным, общий рост ВВП страны сегодня не дотягивает до полутора процентов? Может, вообще логично было бы привязать заработок министров к показателям министерства? Тогда с каждого из них за результаты работы спросят не только премьер с президентом, но и члены семьи.
Пока же депутаты и министры считают резкое повышение своих зарплат вполне естественным явлением. Взывать к таким химерам в понимании этих людей, как совесть, чувство стыда или сознание того, что почти 16 миллионов россиян, по свидетельству Росстата, живут за чертой бедности, – бессмысленно. Большинство российской номенклатуры давно существует в параллельном мире, и их параллель с нашей не пересекается.
Почему министр должен получать как машинист асфальтоукладчика?
Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Информация о грядущем повышении окладов федеральным депутатам и федеральным же министрам вкупе со столоначальниками вызвала у трудящихся масс вполне ожидаемую реакцию – скрежет зубовный. Мол, несчастные пенсионеры получают по 10 тысяч рублей, средний петербуржец – 30–35 тысяч, а у каких-то депутатов и министров с осени будущего года оклады будут по 420 тысяч. У высших силовиков и того больше – по 600–700 тысяч! Понятно, что кипит наш разум возмущённый, в смертный бой идти готов и всё такое.
Если не жалко нервов, можно, конечно, вдоволь возмущаться. Но также можно включить голову и попытаться найти в действиях властей логику. И если без эмоций обозреть рынок труда, логика эта обнаруживается. В Петербурге (не будем даже говорить о Москве) не так мало рабочих мест, где люди получают по 100 тысяч и более. Причём речь не идёт о самых крупных начальниках. Такие оклады, например, имеют пресс-секретари в строительных, фармацевтических и других успешных городских компаниях. По 100–120 тысяч получают начальники юридических отделов не самых крупных компаний. Причём автор тут говорит о людях, с которыми лично знаком. Сколько имеют директора, их замы и главбухи – если они обычным пиарщикам и юристам по 100 тысяч платят, – можно только догадываться. Тысяч по 70–100 получают в Петербурге рабочие с хорошей квалификацией.
Сравним это с тем, сколько получает высшее должностное лицо Петербурга – губернатор. Судя по декларациям о доходах – около 200 тысяч рублей в месяц. Что, конечно же, больше, чем зарплата машиниста асфальтоукладчика, но уступает окладам многих директоров ООО, не говоря уж об ОАО.
Вернёмся на федеральный уровень. Федеральные министры и депутаты Госдумы до сентября этого года получали по 160 тысяч рублей. Нынешний оклад глава правительства – 215 тысяч. Почти как у главы ИЧП по монтажу пластиковых окон и натяжных потолков.
Можно сколько угодно не любить министров, губернаторов, депутатов, но хотя бы из простой справедливости сравним: сколько нужно приложить усилий, чтобы освоить профессию оператора дорожной машины или создать успешное ООО, – и сколько для того, чтобы стать высшим федеральным чиновником. Почитайте биографии министров – с чего они начинали, сколько ступенек карьерной лестницы прошли – и спросите себя: заслужили они оклад в два-четыре раза больше, чем у хороших рабочих и средних юристов?
Кто считает, что это лёгкие деньги, – пусть сам идёт в министры. У нас не сословное государство, аристократические корни иметь не обязательно – дорога наверх открыта любому. Правда, пахать ради такого поста придётся в десятки раз больше, чем даже в бизнесе.
Возражения понятны: они, мол, эти мироеды чиновничьи, никогда на свои оклады и не жили, у них одна подпись на нужном документе стоит больше, чем годовое жалованье. Наверное, так и есть. Доходы у них благодаря сынкам, жёнам и банальной коррупции соответствующие. Но это не причина не повышать им оклады. Потому что если и дальше платить им как служащим и рабочим, то проще разрешить открыто принимать «подарки», то есть «кормиться» с места. И тогда мы потеряем надежду хотя бы в перспективе иметь нормальных, то есть скучных, хорошо оплачиваемых и честных чиновников, которые не мечтают о миллионах, зато крепко держатся за свои места и будущие пенсии.
…В заключение стоит, отчасти соглашаясь с возмущёнными гражданами, добавить, что в последние годы в российском государстве действительно наметился перекос в пользу «службы» (государственной, бюджетной), а не «работы». Легко ли в частном секторе выйти на оклад хотя бы в 50 тысяч? Для этого нужно иметь действительно серьёзную квалификацию. И ежедневно её подтверждать. При этом те же самые деньги можно без проблем получать в полиции, в армии. Врачи, которых принято жалеть за бедность, уже в этом году должны будут получать в Петербурге минимум 47 тысяч (это новички, только что из института, а многоопытные давно получают больше). Учителя в столице зарабатывают по 60 тысяч, в столице северной – по-разному, но минимум – это средняя зарплата по региону – то есть 35 тысяч. Причём все они «социально защищены» по полной программе и практически неувольняемы. Так что служить во многих отношениях куда привлекательнее, чем работать. И это относится не только к чиновникам, но и ко всем прочим бюджетникам. Баланс между госсектором и сектором частным – вопрос сложный. И сводить его только к теме повышения окладов высших чиновников – просто ребячество.
На смену цинизму пришёл другой – и только
Степан Морозов, обозреватель «НВ»
Депутатско-министерская зарплата в 250 тысяч (не говоря уже 420 тысячах), когда в среднем по стране люди не получают и 30 тысяч, – это, конечно, цинизм высшей пробы. Но и жалкие, по нынешним меркам, 160 тысяч (если мерить линейкой амбициозных россиян, обитателей условного Садового кольца) – цинизм не меньший. Кто-нибудь поверит, что это те деньги, за которые стоит рвать жилы, чтобы поместить своё туловище в депутатское или тем более министерское кресло? Все всё знают, все всё понимают…
Поэтому сравнение, для наглядности приведённое нами в картинках («Зарплаты депутатов, министров и средние зарплаты в разных странах мира»), всё-таки не вполне корректно. Что такое «средняя зарплата» (25, 30 или пусть даже 50 тысяч) для человека, который вошёл во власть? Для человека, который, если называть вещи своими именами, добился в этой нашей российской жизни успеха, приближенного к максимально возможному. Какое ему дело до того, сколько зарабатывает какой-то там среднестатистический гражданин, которого он и в глаза-то не видел? Никакого.
Но на что он тогда ориентируется, назначая себе зарплату? А на таких же успешных деятелей, как он сам, – на топ-менеджеров, на солидных бизнесменов. То есть если не на элиту (к коей он себя несомненно и во многом по праву причисляет), то по крайней мере на верхнюю прослойку пирамиды.
И в этом наш депутат/министр ничем не отличается от своего европейского или американского коллеги. Там работают точно такие же неписаные правила: номенклатура получает не меньше, чем внебюджетная элита второго-третьего порядка. А сколько она получает? На Западе – в два-три раза больше, чем в среднем по стране. В России – раз в десять больше как минимум.
Вот в этом вся и разница.
Стремительно повышая министерские и депутатские зарплаты, наша власть всего лишь расписывается в очевидном: в чудовищном разрыве между богатыми и бедными. То есть между богатыми и практически всеми остальными. Цинично? Цинично. Ну и?..
их нравы
Великобритания
В последние годы зарплата депутатов британского парламента индексируется раз в год – весной на 1 процент (при годовой инфляции – 4–5 процентов). Зарплаты же британских министров за последние три года только упали – на 5 процентов. А премьер потерял и вовсе более 20 процентов и теперь получает порядка 450 тысяч (в пересчёте на рубли) в месяц.
США
Членам конгресса в последний раз повышали зарплату в 2009 году. А президентская зарплата последний раз повышалась в 2001 году. Правда, одним махом в два раза: до 400 тысяч долларов в год. Зарплаты же большинства других ведущих чиновников и депутатов в Штатах отличаются незначительно: от 174 тысяч, которые получает в год рядовой депутат (а также, например, судья федерального окружного суда) до 223 тысяч спикера (или верховного судьи). При этом все федеральные министры (включая госсекретаря) получают одинаково – по 200 тысяч долларов в год (минус налоги).
Франция
Новое правительство Франсуа Олланда, придя к власти во Франции, на первом же заседании объявило об урезании зарплаты президенту и всем министрам на 30 процентов (так было обещано во время предвыборной кампании). Ежемесячная зарплата Олланда с изначальных 21 300 евро понизилась до 14 910 евро. А вот Саркози в своё время, придя к власти, начал с повышения окладов. Сам себе он повысил зарплату сразу на 170 процентов – до 19 тысяч евро.