Общество

Где эта улица, где этот дом?

21 ноября

«НВ» выясняло, почему в северной столице порой так трудно найти нужный адрес

Девелоперский бизнес в Петербурге набирает всё большие обороты – под застройку отдают не только пустыри, но леса и даже сельхозугодья. Однако будущих новосёлов зачастую ждёт неожиданная проблема: власти не успевают присвоить новым дорогам собственные названия, и в результате дома получают совершенно неудобные адреса. «НВ» выяснило, планируют ли городские службы исправить чехарду с адресами, или именно в этом хаосе они видят определённый шарм, который работает на имидж нашего города?



От дома до улицы – целый квартал

В южной части Пушкина несколько лет назад построили жилой городок для бывших военных. По заказу Ленинградского военного округа там возвели шесть десятков многоквартирных домов. Если ранее вся эта территория между Красносельским шоссе, Фуражным переулком, Гусарской и Сапёрной улицами считалась промзоной, то в рамках редевелопмента проложили несколько дорог, чтобы военным-новосёлам было удобно добираться. Но вот незадача: всем этим новым проездам вовремя не успели дать названия. В итоге дома получили адреса по окрестным улицам. Скажем, средняя общеобразовательная школа № 335 официально числится по Красносельскому шоссе, 14, корпус 3, хотя шоссе и школу разделяет целый квартал. Такая же участь постигла почти все здания.

В 2007 году дома ввели в эксплуатацию, а в 2008-м по решению топонимической комиссии улицам в центре военного городка Смольный дал названия: Гвардейский бульвар, Гренадерская, Кирасирская, Полковая и Стрелковая улицы, а также Колокольный переулок, на юго-запад был продлён Госпитальный переулок. Вот и вышло, что дом на углу Стрелковой и Кирасирской имеет адрес: Сапёрная улица, 36, корпус 9, а на углу Госпитального и Колокольного переулков – Гусарская улица, 4, корпус 8. Не позавидуешь жильцам, которым постоянно приходится объяснять своим гостям, как к ним проехать.

 

Дом один – корпусов много

Аналогичная ситуация произошла и с другим «военным» микрорайоном – в Осиновой Роще. Там под застройку отдали территорию вокруг земляной крепости. При вводе домов в эксплуатацию городскому инвентаризационному ведомству не осталось ничего, кроме как дать адреса по Приозёрскому и Юкковскому шоссе. И теперь люди живут в домах с многочисленными корпусами, например на Приозёрском шоссе, 18, корпус 11. И лишь в прошлом году постфактум местным проездам дали названия: Апраксинская, Бухвостовская, Голицынская улицы, а также Крепостной и Шанцевый переулки. Но было уже поздно.

Многочисленные корпуса можно встретить и на городских окраинах. Например, в Красногвардейском районе дом № 28 по проспекту Энергетиков имеет корпуса под номерами 6, 7 и даже 8. Все корпуса хаотично разбросаны, как домино. Такая же картина и на Пискарёвском проспекте. Каждая новостройка за железнодорожной станцией Ручьи имеет как минимум шесть корпусов, которые также расположены как попало. И далеко не факт, что за корпусами № 1 и 2 следует 3-й корпус. Там может, например, оказаться корпус 6, а три предыдущих – где-то в стороне. Кстати, такая же проблема ждёт жильцов многих новостроек. Скажем, до сих пор нет наименований у улиц микрорайона Юнтолово, возле жилых комплексов на месте разорённого предприятия «Лето» на Пулковском шоссе, жилых комплексов возле бывшего «Петмола» на Московском проспекте, на намыве Васильевского острова.


Старым домам не видать новых номеров

По этой же причине кажется нереалистичным желание сменить номера старым домам. Так, на улице Марата есть дом № 70а–70б, на улице Шкапина – дом № 36–38–40. Да что там – Педагогический университет «прописан» на набережной реки Мойки, 48–50–52, а все корпуса Технологического института проходят как дом 24–26/49.

И всё же иногда номер дома могут изменить – когда на месте одного здания появляется другое или когда дом реконструируют. Например, после сноса «Литературного дома» на углу Фонтанки и Невского проспекта на его месте возвели новое здание. Прежний «Литературный дом» (он же Куйбышевский райисполком, а в последнее время налоговая) имел адрес: набережная реки Фонтанки, 40/68, литера Б. Однако дать новострою адрес: Невский проспект, 68, оказалось невозможно, поскольку цифра 68 использована в адресе соседнего жилого дома – на Фонтанке, 40/68, литера А. Ничтоже сумняшеся новодел «прописался» на Невском, 68а.

Похожая история была с Лиговским проспектом, 200. Его в конце 2012 года реконструировали под бизнес-центр, надстроив двухэтажный особняк ещё двумя этажами. Но перестройка не затронула дворовый флигель – жилой дом № 200, литера Б. И в итоге, когда сдавали лицевой бизнес-центр, ему дали индивидуальный номер – 200а.


Дома на пр. Науки, а числятся по Гжатской

Существует и юридическая проблема. Присвоить название улице город может лишь в случае, если утверждён проект планировки территории (ППТ) квартала. Причём только последний может гарантировать, что улицу построят и что её конфигурация не изменится. Но часто застройщики этим пренебрегают, а надзорные органы закрывают глаза. Скажем, крупнейший петербургский застройщик «Ленспец­СМУ» возвёл четыре жилых дома в конце Гжатской улицы в отсутствие утверждённого ППТ, причём дома появились прямо на месте планируемой пробивки этой самой Гжатской до проспекта Науки. И инвентаризаторам ничего не оставалось делать, кроме как дать новостройкам адреса по виртуальной Гжатской улице, которая теперь уже никогда не будет проложена.

Без утверждённого ППТ сейчас строят дома на Кушелевской дороге (застройщики – «Центр долевого строительства», ЛСР, «Росстройинвест»), на Дунайском проспекте у Пулковского парка (ЛСР), между Муринской дорогой, одноимённым ручьём и КАД (ЛСР), между Петергофским шоссе и посёлком Володарским («Балтпродком» и Минобороны).

 

Упразднить нельзя оставить

Питерские краеведы вспоминают и более занятные вещи. Оказывается, есть в нашем городе дома, которые официально числятся по давно упразднённым улицам. В Коломягах на Солунской улице (возле угла с Поклонногорской) стоит частный дом № 4 по несуществующей Мигуновской улице. Примерно там же во дворах между Новоколомяжским проспектом и Афонской улицей можно найти дом 34 по 2-й Утиной, хотя последнюю существенно сократили перед массовой застройкой этой части города многоквартирными домами, и теперь от 34-го дома до конца 2-й Утиной улицы почти 400 метров и несколько зданий.

А вот упразднить де-факто канувшие в Лету Старцеву (между Гражданским проспектом и Старо-Муринской улицей), Печорскую (у перекрёста проспекта Непокорённых и Амурской улицы), Песочную (в Ольгино между Приморским шоссе и Круговой улицей) не удаётся по причине как раз того, что по ним ещё числятся дома. Во всяком случае, такова логика ГУИОН, который саботирует предложения Топонимической комиссии. Получается замкнутый круг: если эти дома снесут, то новые на их месте просто обязаны будут получить адреса по той же Печорской или Песочной!

 

компетентно

«Уследить за всем не получается»

Андрей Рыжков, член Топонимической комиссии:

– Существует несколько причин «адресного» хаоса. Основная – когда застройщик обращается с просьбой присвоить названия улицам слишком поздно. А ведь комиссия заседает не чаще чем раз в полгода, а то и реже. Скажу больше: после того как комиссия предложит названия, должно выйти постановление правительства Санкт-Петербурга, а на согласование проекта постановления во всех городских комитетах уходит от трёх до шести месяцев (потому и комиссия не собирается чаще). Таким образом, оптимальный срок обращения по поводу названий новых улиц – минимум один год до ввода первых объектов. Разумеется, топонимисты не всегда полагаются только на рассудительность девелоперов, но и работают на опережение. Правда, члены комиссии не чиновники, а потому уследить за всем не получается, тем более что город растёт очень быстро. Да и сроки реализации у всех проектов разные: некоторые растут молниеносно, некоторые тянутся годами, а некоторые и отменяются!

«Собственники редко просят изменить нумерацию домов!»

Татьяна Картузова, директор департамента технической инвентаризации (ГУИОН):

– Вообще, изменить адрес дому после того, как будут названы новые улицы, крайне проблематично. Для этого нужно, чтобы собственник дома обратился в ГУИОН с соответствующим заявлением. Логично, что собственников у жилого дома порой сотни. И если они часто не могут договориться о ремонте стояков, то смена адреса становится делом нереальным. Легче, конечно, если дом оформлен как ТСЖ, но на собрании собственников некоторые жильцы могут не поддержать идею о смене адреса. Но случаи, когда собственники просят изменить нумерацию, крайне редки.

Владислав Воробьёв
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь