Город

Петербург. Что изменилось за пять лет?

03 декабря

Пять лет назад журналисты Балтийской медиа-группы выпустили документальный фильм «Петербург 2008. Воспоминания о будущем», в котором были зафиксированы болевые точки нашего города, нашей жизни

В конце 2008 – начале 2009 года мы, журналисты БМГ, вспоминая так счастливо и беззаботно начинавшийся и так драматически завершившийся кризисный 2008 год, решили выделить основные его события, по горячим следам зафиксировать, что нас тогда волновало, в плену каких иллюзий мы пребывали, понять, как все проглядели надвигающуюся экономическую бурю… В итоге на свет появился документальный четырёхсерийный фильм «Петербург 2008. Воспоминания о будущем», который не раз показывал телеканал 100 ТВ.

И вот прошло пять лет. Нам кажется, что мы – то есть общество – стали за это время мудрей, опытней, избавились от многих наивных ожиданий и очевидных проблем…. Но, сравнивая приметы и тренды 2008-го и текущего 2013 года, можно убедиться, что сегодня повторяются и многие ситуации пятилетней давности, и старые ошибки, и знакомые грабли поджидают нас где-то в той же траве. Так что название фильма – «Воспоминания о будущем» – стало отчасти провидческим. Хотя, к счастью, это будущее оказалось совсем не таким мрачным, каким виделось в начале 2009 года.

 

…Легко и приятно разбирать ошибки далёких предков. Любой интеллигент может сказать, какую политику стоило бы проводить Николаю II, как нужно было готовиться к войне Сталину, в чём заблуждался Наполеон. А вот свои собственные, причём совсем недавние, ошибки никому ни вспоминать не хочется, ни делать из них выводы. И всё же – попробуем. Чтобы не наступать снова на грабли, на которые наступали пять лет назад. Тем более материал для анализа – наш документальный фильм – под рукой.

 

Скандалы стали принципиально другими


В предкризисном, словно наэлектризованном Петербурге самые обычные, казалось бы, бизнес-конфликты перерастали в громкие публичные скандалы. Фильм напоминает, как доходило до драк между совладельцами торговой сети «Лента», которые никак не могли договориться, кто будет генеральным директором. Как институт акушерства и гинекологии им. Отта выгонял на улицу конкурента – городской центр репродукции. Как на строительстве второй сцены Мариинского театра государственный заказчик внезапно обнаружил, что все ранее утверждённые технологии строительства являются ошибочными и все выполненные ранее работы нужно переделывать! А в проекте Доминика Перро, который был утверждён ещё пять лет назад, столь же внезапно находится 400 (!) ошибок.

Аналогичная история происходила со стадионом на Крестовском: подрядчик заявляет, что утверждённый ранее проект японского архитектора Киси Курокавы никуда не годится, что за цену, по которой был выигран конкурс, – 6,6 миллиарда – объект не построить и нужно минимум 23 миллиарда. Ещё один – умелый и явно заказной – скандал приводит к «спиливанию» верхних этажей нового здания биржи на Васильевском острове и хоронит идею об открытии в Петербурге российской нефтяной биржи.

Эмоции эмоциями, но в 2008-м громкие скандалы были в первую очередь способом выбить из бюджета лишние миллиарды, а во вторую – методом конкурентной борьбы.

 

В Петербурге-2013 скандалов тоже хватает. Но они носят принципиально иной по сравнению с 2008 годом характер. Те скандалы были финансовыми – шёл делёж денег, постов, сфер влияния. Нынешние скандалы – разоблачительные, коррупционные. Самый громкий – «трубное дело». Было ещё «мусорное» и ряд других. То есть аналогий с предкризисным периодом здесь почти никаких.


Наученный опытом, потребитель успокоился


В фильме рассказывалось, как в 2008-м покупатели записывались в очереди за новыми иномарками (ходовые модели в автосалонах приходилось ждать по три-четыре месяца). При этом половина машин покупалась в кредит. Охватил горожан и туристический бум: всего за год спрос на отдых в Тунисе вырос в шесть раз, в Испании и на Канарах – в два с половиной… Били рекорды выручки торговые центры, магазины бытовой техники, мебели… Только за первые три месяца 2008 года горожане набрали в банках ипотечных кредитов на 10 миллиардов рублей. В фильме показаны переполненные автостоянки перед супермаркетами, толпы людей с тележками, забитыми доверху нужными и не очень покупками, другие картины массового потребительского психоза. Цены на нефть стремительно росли, в начале года они перевалили рубеж в 100 долларов за баррель, а в июле достигли рекордной величины – 147 долларов! У многих на этом фоне росли и зарплаты, а будущее казалось безоблачным…

Сегодня такой погони за новыми машинами, квартирами и телевизорами нет. Все видят, что цены на нефть умеренны и могут даже упасть, что экономика не блещет успехами – так что денежного дождя не ожидается.

Впрочем, объёмы кредитов, которые берёт население, продолжают расти. Они уже намного превысили докризисный уровень и составляют 9,5 триллиона рублей – почти годовой бюджет страны. Грозит ли это каким-нибудь «ипотечным», «автокредитным» или иным финансовым кризисом? На этот счёт есть разные точки зрения. По мнению нового руководства Банка России – грозит. Но мнение ЦБ отнюдь не истина в последней инстанции, а отечественные банкиры далеко не оракулы.

 

Достаточно вспомнить, какие жуткие прогнозы они давали пять лет назад: массовый невозврат кредитов, крах банков, обвал рубля… А оказалось, что и граждане свои долги большей частью исправно выплатили, и рубль никуда не упал. Вот и сейчас: хотя долговая нагрузка увеличивается, люди стали умнее и берут не мелкие и при этом безумно дорогие займы на покупку телефона или серёжек, а крупные, зато недорогие кредиты. Смогут ли они без срывов выплатить указанные 9,5 триллиона – время покажет, но в целом ситуация на потребительском рынке спокойнее, чем была перед кризисом.

 

Перегрев строительного рынка нынче нам не грозит


Начало 2008-го, как показывает и рассказывает фильм, ознаменовалось строительным бумом. Это было что-то невероятное: цены на петербургские квартиры росли на 5–10 процентов в месяц! При этом металл, цемент и другие строительные материалы дорожали опережающими темпами, обещая всё новые и новые скачки цен. И поэтому все торопились купить («пока дёшево»), залезая в кредиты и долги.

Из-за строительно-ценового бума были сорваны графики работ и начат пересмотр смет (в сторону удорожания, разумеется) нового стадиона на Крестовском и Мариинки-2.

Вторую сцену в этом году, наконец, достроили. (Многие, правда, пришли в ужас.) Стадион?.. Без комментариев.

А тогда, в первой половине 2008-го, несмотря на явный перегрев рынка, презентовались все новые «стройки века»: быстрая и дорогая реконструкция Апраксина Двора, снос старого Морского вокзала, строительство новой губернаторской резиденции на Каменном острове, закладка завода «Хюндай»… А в июне на экономическом форуме Петербург подписал с Внешэкономбанком соглашения по поводу реконструкции аэропорта Пулково, строительства Западного скоростного диаметра, Орловского тоннеля и «Надземного экспресса».

Некоторые из тех проектов сейчас неплохо идут – строится ЗСД, вот-вот откроется новое Пулково, выпускает машины корейский автозавод. Но были и такие проекты, что подписывались явно под влиянием ажиотажа: лишь бы подписать, попиариться, получить авансы, блеснуть перед Москвой, перед электоратом. Тот же «Надземный экспресс», например, был очевидно нежизнеспособным проектом (его уже к тому времени с десяток лет как везде безуспешно презентовали), и в итоге пришлось от него отказаться. Но тогда казалось, что денег хватит на всё – что нужно и что не нужно.

 

Сегодня если посмотреть на весь строительный рынок в целом, то аналогий с роковым 2008-м, к счастью, не так много. Так, цены на жильё нынче стабильны и предсказуемы, благо основные массивы новостроек сдаются на окраинах города, в зоне КАД или вовсе в области – в Девяткино, Кудрово. При этом город отказался от задуманных до кризиса мегапроектов – того же «Надземного экспресса», Орловского тоннеля, Ново-Адмиралтейского моста, которые опустошили бы казну. Судя по картине, повторение кризиса в этой сфере нам не грозит.

 

С историческим наследием по-прежнему не считаемся


Другой стороной предкризисного строительного ажиотажа стал снос исторических зданий под новостройки.

«Весь город живо обсуждал масштабный снос на Мытнинской набережной, в Зоологическом переулке, с одной стороны, и такие объекты, как «Монблан» на Пироговской набережной или Измайловский комплекс на Московском проспекте у стен Новодевичьего монастыря, – с другой» – все эти разрушения и новоделы журналисты БМГ в деталях запечатлели для истории и включили в фильм.

Такое отношение к далеко не безграничному архитектурному наследию города, к его духу было очередным нарушением законов нравственности, о которых говорил в фильме Даниил Гранин, культурных традиций Петербурга.

Случайность или нет, но автор «Монблана» ныне сидит в камбоджийской тюрьме, ожидая трансферта в российские узилища. Компания, втиснувшая свои новостройки рядом с монастырём, едва выжила в кризис…

Впрочем, остальные «гении разрушения» пока что безнаказанно продолжают свою деятельность. Уже в посткризисное время ими были снесены казармы Преображенского полка – те, что стояли напротив Таврического сада, ряд других заметных зданий. Задавлен новостройками когда-то тихий и зелёный Крестовский остров, который сегодня превращается в очередной спальный район. Растут многоэтажные «термитники» на всех невских набережных – от вантового моста до Финского залива.

 

Словом, что касается торопливой и наглой приватизации исторического окружения, городских видов и панорам, совпадения с кризисным годом налицо.

 

резюме

Все кризисы начинаются с кризиса нравственности

Напомним слова, которые как вступление к нашему фильму произнёс Даниил Гранин:

– Никакие надежды на будущее не оправдаются, если не будет поднят культурный уровень общества.

Великий петербургский писатель говорил во вступительном слове о противоречии между нравственностью и стандартами общества потребления, напоминал о духовных ценностях, об «особости» Петербурга. Казалось бы – какое отношение его философские рассуждения имели к тогдашней экономической ситуации, к бушевавшему на дворе кризису? На самом деле имели, хотя не все и не сразу это поняли. Пусть наукой это не доказано, но экономическому кризису почти всегда предшествует кризис нравственный. Во всяком случае, в Петербурге было именно так. Примерам несть числа – и в фильме, и в сегодняшней жизни.

 

Но, как фиксирует наш фильм, вынужденный отказ от хамских прожектов идёт городу только на пользу. В чём секрет, почему в кризис город стал работать и жить лучше, чем незадолго до этого – в период потребительского и строительного бума? Не будем повторяться – ответ на этот вопрос во вступлении к фильму дал Даниил Гранин. Ответ этот лежит в сфере нравственности. И если сейчас мы хотим понять, грозит ли нам новый кризис, ответ нужно искать не только в финансово-экономических показателях, но и нынешней политике, нынешних проектах с позиций морали.

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ», один из авторов фильма «Петербург 2008. Воспоминания о будущем». Фото Андрея Малашкевича и «Интерпресс»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+6
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+3
Облачно