Агропром умирает? Или возрождается?
Почему эксперты диаметрально противоположно оценивают ситуацию в сельском хозяйстве Карелии
Часть специалистов считают, что агропром в республике умирает, другие же уверены, что отрасль наконец-то начинает возрождаться. На самом деле многое зависит от точки отсчёта. Первые делают выводы, оценивая объёмы дотаций и субсидий, для вторых важнее частные инвестиции в сельское хозяйство.
То, что карельский АПК за последние лет пятнадцать понёс немалые потери, отрицать невозможно. Достаточно сравнить две цифры: если в начале 2000-х в регионе работало 65 более-менее крупных сельхозпредприятий, то сейчас – только 19 организаций. Причём пострадали не только хозяйства, занимавшиеся довольно рискованным в северных условиях растениеводством, но и такая традиционная для республики отрасль, как звероводство. Некогда она была настоящей золотой жилой, норок и песцов разводило 26 хозяйств. Ныне осталось одно-единственное – ЗАО «Пряжинское», – выжившее вопреки экономическому кризису девяностых, глобализации экономики и наплыву конкурентов – производителей пушнины из Китая, Канады, США…
Правда, на этом фоне заметного упадка в республике расцвело форелеводство. Рентабельный и высокоокупаемый бизнес настолько заинтересовал предпринимателей, что в своё время в Карелии бушевали настоящие войны за водные участки для размещения рыбоводческих хозяйств. Зато сейчас республика вышла в крупнейшие российские производители – здесь выращивают до 70 процентов всей форели в стране.
Но одной «радужной рыбой» сыт не будешь, тем более что большая часть её «уплывает» за пределы региона. На прилавках крупных сетевых магазинов в самой республике отыскать карельскую форель удаётся далеко не всегда. Впрочем, взаимоотношения федеральных ретейлеров и местных производителей – отдельная сложная тема. Хотя в последние годы она приобретает всё большую актуальность. В республике, во-первых, наметился рост производства сельхозпродукции: по итогам прошлого года, например, регион вышел на третье место в России по удою молока в расчёте на фуражную корову. Во-вторых, в отрасль, похоже, пошли серьёзные инвесторы.
Одной из первых ласточек стала Belousov Group – петербургский мощный холдинг, владеющий предприятиями в Ленинградской и Тверской областях, Астрахани, Кургане. Около года назад он приобрёл в Карелии агрофирму «Тукса» в Олонецком районе. На тот момент она находилась в состоянии банкротства: огромные убытки, долги работникам по зарплате… Сейчас дела на предприятии, судя по всему, идут в гору: увеличилось дойное стадо, а за туксинской капустой на последней сельхозярмарке в карельской столице выстраивались очереди.
Совсем недавно стало известно, что этот же инвестор купил ещё и одно из крупнейших предприятий в Карелии – Медведжьегорский молокозавод. В планах холдинга строительство новых цехов для переработки молока, обновление скотных дворов и открытие собственных магазинов.
Нашёлся инвестор и на ещё одно крупное предприятие – Кондопожский комбинат хлебопродуктов, которое предыдущие карельские власти бесконечно долгое время тянули с помощью дотаций и субсидий, но вытянуть так и не смогли. В возрождение комбината в общем никто уже особо и не верил, тем более что аналогичные предприятия по производству муки и комбикормов закрывались в соседних регионах из-за нерентабельности. Однако птицефабрика «Синявинская» решила рискнуть и взяла инвестиционный кредит у Россельхозбанка в размере 1 миллиона долларов. Понятно, что скептики отмечают: отобьются ли эти деньги, пока неясно. Но тем не менее для Карелии возобновление работы комбината после пятилетнего простоя стало хорошим знаком. Тем более что восстановили производство здесь поистине стахановскими темпами – всего за 3 месяца. Это тем более впечатляет, если учесть, что комбинат занимает без малого 28 гектаров. И если доставшееся в наследство оборудование было в неплохом состоянии, то над инфраструктурой и ремонтом цехов пришлось потрудиться…
В итоге даже побывавшие недавно в Кондопоге депутаты Законодательного собрания Карелии, причём из числа тех, кто очень часто критикует состояние дел в агропроме, оценили перемены.
– Это подарок для Карелии – такое работающее производство, – заявила зампредседателя парламентского комитета по агропромышленной политике и развитию села Александра Спиридонова. – Один позитив. Туда возвращаются те люди, которые когда-то покинули комбинат и уехали за пределы Карелии. Две семьи вернулись, и директор с гордостью говорит, что они сегодня работают на комбинате.
Кроме того, тот же инвестор намерен построить в Кондопожском районе птицефабрику «Карельская» и восстановить ранее весьма известную в республике, но давно закрытую птицефабрику «Сунская». Общий объём инвестиций, как предполагается, составит около 2 миллиардов рублей.
Всё это, безусловно, выглядит очень оптимистично. Но есть и ложка дёгтя: так, господдержка сельскохозяйственной отрасли в будущем году из бюджета Карелии, очевидно, сократится. Понятно, что не от хорошей жизни, – бюджет, как постоянно предупреждают республиканские власти, будет очень сложным. Из-за федеральных налоговых новаций регион лишился существенной части поступлений от одного из крупнейших налогоплательщиков, восстановление объёмов производства на флагманах лесопромышленного комплекса идёт трудно… Так что ждать дождя субсидий и дотаций аграриям точно не стоит.
В то же время при разработке госполитики в сфере АПК, наверное, не лишним будет вспомнить, что те же субсидии и дотации в своё время не слишком помогли тому же Кондопожскому комбинату хлебопродуктов или Туксе, да и другим сельхозпредприятиям, исчезнувшим с карты Карелии. На селе нужен хозяин, в агропроме это проявляется очевиднее, чем в других отраслях. И бюджетные вливания, даже весьма существенные, без осмысленной и современной инвестиционной политики не смогут кардинально поменять ситуацию в сельском хозяйстве. Так что, возможно, что как раз новое инвестиционное законодательство, принятое в регионе, станет толчком для возрождения отрасли: первые сдвиги к лучшему по крайней мере уже наметились.
прямая речь
Григорий Мануйлов, министр сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Карелии:
– В течение всех последних лет мы получали дополнительные средства из федерального бюджета, по возможности в течение финансового года увеличивалась поддержка из региональной казны. На следующий год пока запланирована сумма в 362 миллиона рублей с учётом прогнозируемых поступлений из федерального бюджета. Но, полагаю, будет возможность в течение года скорректировать её в сторону увеличения. Объёмы субсидирования по самым важным направлениям мы не сокращаем: не уменьшаем субсидии на производство молока, сохраняем софинансирование из регионального бюджета на поддержку племенного животноводства, производство мяса бройлеров, закупку минеральных удобрений.
тем временем…
Карельская рыба «поплывёт» в Белоруссию?
Поставками больших объёмов рыбы из Карелии заинтересовалась Белоруссия. Об этом президент страны Александр Лукашенко заявил главе республики Александру Худилайнену в ходе недавней встречи в Минске.
– Мы могли бы напрямую все объёмы закупать у вас и поставлять в Белоруссию. Только без посредников. Неважно, будет это государственная или частная компания, но мы были бы готовы напрямую покупать приличные объёмы рыбы. У нас есть перерабатывающие комплексы. Мы могли бы привлечь и ваши компании для переработки здесь, в том числе и поделиться собственностью на территории Белоруссии, – цитировали слова Лукашенко федеральные СМИ.
Помимо этого представители сельхозотрасли Белоруссии заявили, что им интересно партнёрство, в частности, по развитию птицеводства и производства мяса, производства и переработки ягод, возможной поставки из Белоруссии основы для производства комбикормов.
Наталья Александрова, собкор «НВ» в Карелии. Фото Владимира Ларионова