«Я русский владею!»
Только 15 процентов водителей-мигрантов смогли сдать экзамен на знание правил дорожного движения, поскольку большинство из них плохо говорят по-русски
Водители общественного транспорта Петербурга начали пересдавать экзамены на права российского образца. Причём, чтобы получить права, достаточно сдать лишь теорию. Однако первые результаты показали, что мигрантам за 20 минут не осилить даже 20 тестовых вопросов на ПДД. Цифры говорят сами за себя: к экзамену допустили только четверть из почти 10 тысяч водителей-иностранцев, а сдали его 372 человека из этой четверти (всего лишь 15 процентов). Причина на поверхности: шофёры не понимали сути вопросов.
Закон, запрещающий садиться за руль иностранцам без российских прав, вступил в силу 5 ноября, однако перевозчикам дали отсрочку до мая следующего года. По идее, эта норма должна навести порядок на городских дорогах. Сегодня манера вождения иностранных шофёров ввергает в шок. Водитель-мигрант может резко перестроиться из крайнего левого ряда в правый, чтобы подсадить пассажира, или подрезать кого-то, нагло обгоняя конкурента. В салонах маршруток всё чаще слышишь фразы типа «Правил не знаешь – не садись за баранку!», «Полегче, мы хотим живыми домой доехать!» или вообще нетолерантные – «Да тебе только овец возить!».
Основная причина провала на теоретическом экзамене (60 процентов тестируемых допустила две ошибки уже в первых пяти вопросах) кроется в незнании русского языка. Это как у школьника, который выводит неправильный ответ в задаче не потому, что не умеет считать, а так как не понял её условия. Например, один из экзаменационных вопросов звучит так: «Что из ниже приведённого является определением обгона». Несложно догадаться, что минуты, отведённой на ответ, мигранту, плохо владеющему русским, не хватит даже, чтобы вникнуть в суть предложения.
– Водители-иностранцы в большинстве своём знают ПДД, – считает пресс-секретарь государственного предприятия «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова, – просто при сдаче теста у них возникли проблемы с пониманием вопросов – в них есть много тонкостей, смысл фразы может поменять даже запятая.
Аналогичного мнения придерживается и член совета Всероссийского общества автомобилистов по Петербургу и Ленобласти Александр Холодов.
– Я удивлён, что экзамен смогли сдать даже 15 процентов, – изумился эксперт. – Ни для кого не секрет, что водители-мигранты толком не знают русского языка! А чтобы правильно ответить на вопрос теста на ПДД, нужно суметь его прочитать и понять, что тебя спрашивают.
Между тем на территории Петербурга и Ленобласти вот уже год (с 1 декабря 2012 года) действует поправка № 185 к федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан РФ». По нему тест на знание русского языка обязательно сдают мигранты, которые «претендуют на работу в сфере ЖКХ, розничной торговли и бытового обслуживания». Другими словами, без сертификата об успешном прохождении испытания, по идее, их не должны принимать на должность продавца, дворника и другие связанные с общением работы. Парадоксально, но факт: водитель общественного транспорта почему-то не входит в этот перечень. Этим несовершенством закона с успехом пользуются компании-перевозчики. Правда, есть исключения. В государственном предприятии «Пассажиравтотранс» служба кадров сама тестирует водителей на знание языка при приёме на работу. Тут отбор работников весьма строгий. Коммерческие же перевозчики смотрят на речь сотрудника сквозь пальцы. Вот и получается, что в «Пассажир-автотрансе» из 3000 водителей трудятся лишь 150 иностранцев, а в «Третьем парке», например, из 3100 водителей иностранцы составляют половину.
При этом коммерческие перевозчики вовсе не расстраиваются, что их водители не знают ПДД. В ОАО «Третий парк», например, вместо того, чтобы организовать для иностранных сотрудников языковые курсы, их утешают.
– У нас есть экзаменационные комплексы, которые позволяют углубить знания ПДД, – пояснили в пресс-службе парка. – До мая достаточно времени – мы натаскаем водителей!
А что думают сами водители-иностранцы? Корреспондент «НВ» поинтересовалась у водителя-мигранта, который ещё не проходил переэкзаменовку, не трудно ли ему будет сдать тест на ПДД.
– Щто трудно? В энтэрнэт защёл – там всё есть! – отмахнулся собеседник за рулём.
– А для вас это не будет сложно с точки зрения знания русского языка? – переспросила я.
– А щто? – изумился водитель. – Я русский владею…
комментарий
Александр Холодов, член совета Всероссийского общества автомобилистов по Петербургу и Ленинградской области:
– Сегодня до сих пор существует запрет, по которому иностранные граждане не могут управлять автомобилем на территории России, если их водительское удостоверение не российского образца. Постановление президента №1396 напрямую это запрещает. Я думаю, что в ГИБДД сегодня, разрешая мигрантам сдавать экзамены на российские права, делают это в надежде, что правительство подпишет новое постановление, по которому мигрантам позволят водить по собственным водительским удостоверениям. На мой взгляд, тут ГИБДД даже превышает свои полномочия.
Я считаю, что не все профессии требуют привлечения рабочей силы из-за рубежа. В городском транспорте иностранцы нам не нужны, мы сами вполне в состоянии справиться силами рабочих из Российской Федерации. Сегодня в России есть куча нетрудоустроенных граждан, к примеру сокращённые военные или сотрудники полиции, которые могли бы работать водителями. А мигранты пускай работают дворниками и уборщиками, а если хотят водить маршрутки – пусть едут к себе на родину.
Ольга Фёдорова. Фото Александра Гальперина