«Музей должен оставаться островом самостоятельности»
По традиции в День святой Екатерины Государственный Эрмитаж подвёл итоги года
Этот год в истории Эрмитажа – особенный, предпраздничный: завершается работа над рядом проектов, приуроченных к 250-летию музея, которое будет отмечаться в 2014 году. Создаётся новое фондохранилище, ремонтируются старые, возвращаются после реставрации полотна, публикуются важные научные издания, идут реставрационные работы. В следующем году по случаю своего юбилея Эрмитаж примет европейскую биеннале современного искусства «Манифеста», и даже III Международный культурный форум будет посвящён ему – самому знаменитому, «градообразующему» музею Петербурга.
– Мы сегодня очень много говорим о доступности, так вот Эрмитаж – доступный и очень демократичный музей: здесь всё для каждого человека – будь он образованным или необразованным, молодым или старым, иностранцем или русским, – сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Доступность – это не открыть все ворота, пуская и трезвых, и пьяных, и когда можно всё трогать руками. Это неверное понимание. Доступность – это когда вещи доступны и когда посетитель может понять, о чём идёт речь. И наша задача – сделать так, чтобы люди были готовы воспринимать то, что есть в музее.
Кстати, по словам Михаила Борисовича, сейчас посещаемость музея составляет 2 миллиона 900 тысяч посетителей в год. И это практически допустимый максимум для музея: Эрмитаж может принять 3 миллиона – иначе, по словам директора, не может быть выполнена одна из главных задач музея – дать возможность индивидуальным посетителям побыть наедине с шедеврами. Кстати, многие жалуются на толпы туристов, преимущественно иностранных, уже сейчас. Таковым Михаил Борисович рекомендует приходить в Эрмитаж в «продлённый день» – в среду вечером, когда музей работает до 21.00. Сейчас эта инициатива является убыточной: людей приходит крайне мало. Кстати, после полного введения в строй Восточного крыла Главного штаба пропускная способность Эрмитажа вырастет до 5 миллионов.
В своём выступлении, посвящённом итогам года, Михаил Пиотровский особо отметил работу Фонда целевого капитала Эрмитажа – крупнейшего в области культуры в России. Также он сообщил, что в ближайшее время на сайте музея появится кнопка «пожертвовать», с помощью которой каждый желающий элементарно сможет отправить Эрмитажу столько денег, сколько ему будет удобно.
Генеральный директор не стал уклоняться и от темы конфликтов, в которые в последнее время попадал Эрмитаж, – то с так называемым флешмобом молящихся в залах музея, то с попытками запретить не понравившиеся им выставки. Михаил Пиотровский в таких вопросах твёрд: музей может прислушиваться или не прислушиваться к пожеланиям, но никто не вправе требовать запретов.
– Двадцать лет ничего в музеях России не запрещали. Но эта традиция находится сейчас под угрозой в результате активности маргинальных слоёв. У нас много чего запрещается, но музей должен оставаться островом самостоятельных решений, – говорит Михаил Борисович.
«Дни Эрмитажа» и предшествующие им дни Культурного форума в музее были отмечены рядом значительных событий. Так, открылась выставка «Антонелло да Мессина. Мужской портрет. Из собрания городского музея старого искусства (Палаццо Мадама) в Турине» из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». Был выпущен фундаментальный печатный труд, посвящённый британскому серебру времён королевы Виктории (и открыта одноимённая экспозиция), проходят традиционные выставки «Эрмитаж в мире публикаций» и «Эрмитаж в мире фотографий». Настоящим подарком для петербуржцев стало возвращение в постоянную экспозицию картины Тициана «Бегство в Египет», реставрировавшейся аж с 1999 года. Теперь полотно, раскрывшее реставраторам за эти годы массу своих секретов (о них написано на информационных листах возле картины), заняло место напротив «Юдифи» на втором этаже.
Алина Циопа