«Ласточки» поедут и в Иматру, и на дачу
В следующем году петербуржцы смогут добраться на скоростных электричках не только до Финляндии, но и до своих дачных участков
Электрички нового поколения «Ласточка» свяжут Петербург с соседней Финляндией. Как рассказал корреспонденту «НВ» глава Дирекции скоростного сообщения (филиал ОАО «РЖД») Дмитрий Пегов, во второй половине 2014 года скоростные поезда отправятся из северной столицы в наиболее востребованные у петербуржцев финские города – Лапеенранту и Иматру, а также в Выборг, Лугу, Тихвин и даже Петрозаводск.
Скоростные электрички «Ласточка», разработанные в ФРГ специально для российских условий, запустили на линиях Петербург – Новгород и Петербург – Бологое в начале этого года. Планировалось, что к новому году эти «Ласточки» отправятся в Сочи, где станут возить гостей и участников зимней Олимпиады к аренам, стадионам и трассам. Но интерес горожан к поездам, преодолевающим расстояние до Новгорода всего за 2 часа 39 минут, настолько велик и комфортные составы так полюбились пассажирам, что скоростные электрички на этих двух маршрутах решили оставить. Остальные же 40 немецких поездов, благополучно обкатанных на полигоне Октябрьской железной дороги, сейчас, как и планировалось, переправляют в Сочи. А после Олимпиады эти «Ласточки» отправятся на маршруты по всей России. В том числе, вероятно, и на маршрут Петербург – Финляндия.
– Сейчас этот вопрос решается на уровне руководства Федеральной пассажирской компании (дочерняя структура «РЖД», отвечающая за все маршруты дальнего следования. – Прим. ред.), – отметил Дмитрий Пегов. – Она ведёт переговоры с финской стороной, которая также очень заинтересована в этом проекте.
Интерес финнов к запуску новых маршрутов из Петербурга вполне объясним. Не секрет, что Лапеенранта и Иматра, по сути, живут за счёт российских туристов, подавляющее большинство из которых приезжают с одной целью – затариться товарами финского производства. В среднем, говорят специалисты, каждый гость из России оставляет здесь от 80 до 120 евро в сутки.
Между тем сегодняшний путь до Лапеенранты даже на рейсовом автобусе (который идёт по расписанию и не стоит в пробках на границе) составляет около 4,5 часа. На личном же автотранспорте до места назначения и вовсе можно добираться по 8–9 часов. Эта перспектива, естественно, отпугивает немалую часть потенциальных путешественников. Запуск «Ласточек», говорят в РЖД, позволит сократить время в пути аж до 2,5–3 часов.
Однако скоростные электрички появятся не только на финских маршрутах. Как сообщил «НВ» Дмитрий Пегов, в 2014 году «Ласточки» также планируется пустить в Выборг, Лугу, Тихвин и Петрозаводск – с остановками в крупных садоводческих хозяйствах.
– Эксперты прорабатывают наиболее востребованные у пассажиров направления, – пояснил железнодорожник. – Как показывает практика, скоростные электрички (в России ими считаются поезда, двигающиеся со скоростью выше 120 километров в час. – Прим. ред.) очень популярны среди пассажиров, поэтому их удобно использовать на длительных пригородных маршрутах и межрегиональных линиях.
Специалисты справедливо сравнивают «Ласточку» со скоростными электричками, курсирующими между городами в европейских странах, – например, со знаменитым Intercity. Ход у «Ласточки» очень мягкий, кресла – удобные, мест для багажа – достаточно. В обоих концах состава – просторные туалеты. Поезд, говорят разработчики, проектировали с учётом российских особенностей: его можно эксплуатировать даже в 50-градусный мороз. С помощью системы видеонаблюдения машинист контролирует, что происходит внутри вагонов и снаружи состава. Двери на остановках открываются по требованию пассажиров – достаточно нажать на кнопку. А в самих вагонах предусмотрены не только специальные площадки для инвалидов, но и откидной держатель для лыж у каждой двери.
Единственная проблема – под «Ласточки» придётся не только полностью перекраивать нынешнее расписание движения электропоездов, но и на некоторых направлениях модернизировать трассу. Дело в том, что эти электрички разгоняются до 160 километров в час, а действующие правила ограничивают пригородное движение 120 километрами. Поэтому пока использовать все возможности «Ласточек» можно лишь на тех региональных трассах, где железнодорожное полотно предназначено для прохода скоростных составов: Петербург – Бологое, Петербург – Выборг, а также на новых магистралях в районе Сочи и Адлера. Впрочем, по мнению специалистов, подготовка новых путей не станет серьёзной проблемой, а экономический эффект от запуска скоростных электричек позволит в будущем довольно быстро окупить затраты на строительство современного полотна. Словом, железнодорожники к переменам и расходам готовы.
Владимир Афанасьев. Фото Александра Гальперина