Молитва подождёт
Калининградские приставы, исполняя решение местного суда, приостановили строительство мечети в столице янтарного края
Вокруг ещё не возведённого культового объекта в Калининграде нешуточные страсти кипят уже не один год. Жители соседних микрорайонов неоднократно собирали подписи, мотивируя свой отказ от такого соседства самыми различными доводами. Одни, например, возмущались тем, что мечеть будет располагаться на горке, где любят зимой кататься дети. Другие не хотели слышать регулярные крики с минарета. Тем не менее на состоявшихся в феврале 2008 года публичных слушаниях все точки над «i» были расставлены, и присутствующие активисты в целом одобрили эскизный проект, представленный исламской общиной.
–Согласно проекту – это будет мечеть с двумя минаретами высотой 37 метров, – рассказал тогда собравшимся председатель религиозной организации мусульман Калининграда Иршат Хисамов. – Призывать на молитву с них никто никого не собирается. Мечеть рассчитана на 300 человек верующих – цифра умеренная, если учесть, что в области проживают несколько десятков тысяч мусульман.
Все согласились, и в 2009 году глава Калининграда Александр Ярошук подписал соответствующее постановление о выделении мусульманской общине сразу двух смежных участков: непосредственно для мечети и для обустройства дороги, ведущей к ней. Казалось бы, вопрос решён миром, вот только страсти вокруг одобренного объекта совершенно не улеглись.
Дошло даже до того, что в ноябре 2011 года сотрудники ФСБ задержали местного жителя Анатолия Насонова, который намеревался взорвать строящуюся мечеть при помощи сварочных ацетиленовых баллонов. Разработав план подрыва, молодой человек принялся искать сообщников для осуществления задуманного. К счастью, на его призыв в социальных сетях обратили внимание только сотрудники компетентных органов. Взрыва не произошло, зато состоялся громкий судебный процесс. И спустя полгода после задержания 20-летний рабочий получил четыре года лишения свободы за подготовку террористического акта.
Однако на этой истории злоключения калининградских мусульман не завершились. Начались бесконечные судебные тяжбы с различными истцами, требовавшими прекратить строительство. Реальная победа в храме Фемиды была достигнута в ноябре, по иску директора местного музея «Фридландские ворота» Марины Ядовой. Главе муниципального учреждения культуры, располагающегося по соседству с будущим минаретом, не понравились документы, подписанные её непосредственным начальником – главой Калининграда Александром Ярошуком. А именно постановления о выделении двух участков местной мусульманской общине. Поводом для подачи иска стала ссылка на срочно принятый летом региональный закон, где было прописано: любой объект, нарушающий экспозиционное пространство исторических зданий, может быть снесён. «Фридландские ворота» же ещё с застойных времён были взяты государством под охрану…
– Истец считает незаконным постановление градоначальника о предоставлении религиозной организации мусульман Калининграда двух земельных участков для строительства мечети и дороги к ней, – пояснили корреспонденту «НВ» канву спора в пресс-службе регионального управления службы судебных приставов. – Помимо этого оспаривается договор, заключённый между администрацией города и общественным объединением, о передаче в безвозмездное срочное пользование земельного участка и разрешение на строительство капитального объекта – мечети. Суд планирует также дать правовую оценку постановлениям мэра.
Вполне ожидаемое исполнение решения суда вызвало в мусульманской общине бурю негодования. Сама истица оказалась недоступной для комментариев, а вот проигравшая суд сторона не стеснялась в категоричных оценках.
– Поступил приказ сверху, но пока не знаю, кто именно его отдал, – поведал журналистам Иршат Хисамов.
По утверждению областного лидера сторонников ислама, к директору музея, с которым у строителей мечети сложились добрые отношения, «пришли уже с готовым иском, и она не могла не поставить подпись». В чей огород брошен камень таким категоричным заявлением – догадаться несложно. Выяснять отношения с начальством у нас позволяют себе исключительно уволенные, а не действующие сотрудники. Но Ядова – действующий директор муниципального учреждения и увольняться, судя по всему, не собирается. Сам же Александр Ярошук решительно отметает все намёки на то, что именно он инициировал скандальный иск:
– Как человек законопослушный, я должен исполнять решение суда. Правительством региона в июне 2013 года было издано постановление «Об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения...», где чётко прописано, что если какое-либо здание мешает визуальному восприятию объекта культурного наследия, находится не в той зоне, то предпринимаются действия вплоть до сноса. Руководитель музея правильно поступила, обратившись в суд, так как именно там можно получить толкование правоприменения этого областного закона. И для тех, кто строит мечеть, будет понятно, как действовать, и для того же музея всё встанет на свои места. Давайте эмоции уберём в сторону, решение суда надо выполнять, нравится оно или не нравится.
По мнению градоначальника, никакой речи о дискриминации по конфессиональному признаку не идёт. Ведь именно он лично выдавал мусульманам землю, сам же одним из первых пожертвовал на строительство культового объекта 30 тысяч долларов из личных сбережений. В кулуарах мэрии приводят и ещё один, как кажется чиновникам, железобетонный аргумент: муниципалитет не имеет возможности влиять на суд. Тем не менее стремительность, с которой была прикрыта стройка, решение суда, распространившее действие срочно подписанного постановления на уже завершающееся строительство, не могут не вызывать удивления. Особенно если учесть, как нередко областные органы Фемиды явно волокитят иски о сомнительной точечной застройке на месте парков и скверов, где проявляются интересы бизнеса, а не религиозных адептов.
Пока дело находится в порядке рассмотрения, лидеры общины уверены, что удержат ситуацию под контролем. Другой вопрос, как поведут себя калининградские мусульмане, если суд всё-таки обяжет их снести почти построенную мечеть?
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области. Фото автора
прямая речь
Владимир Абрамов, политолог:
– Прекращение строительства может нанести серьёзный репутационный удар по региону. В соседних странах, где культовые объекты разных религий соседствуют друг с другом, сноса мечети, если до этого дойдёт дело, явно не поймут. Это будет совершенно непонятное и алогичное действие. Получается, в нашей многоконфессиональной стране одним – всё, другим – ничего. Подогревается бытовой национализм рассказами на кухнях о том, что мечеть – пристанище исламистов и приют для нелегальных гастарбайтеров. Если посмотреть демографический состав области, нетрудно понять, что это не так: большинство жителей области мусульманского исповедания – татары и башкиры, обосновавшиеся здесь сразу после войны. Ни о каком воинствующем православии в создавшейся ситуации речь не идёт.
минуточку внимания!
Этническая составляющая – лишь приправа конфликта
Дмитрий Шандлоренко, редактор отдела «Северо-Запад»
На мой взгляд, глубинка нашего региона всегда была достаточно толерантной средой. В отличие от Ленинграда в ней, например, практически отсутствовал антисемитизм. Жители, скажем, новгородского райцентра осознавали, что педиатр в больнице – еврей. И всё. Они также понимали, что хирург – грузин, продавец в магазине – грек, а директор в нём – дагестанец. То есть налицо простая констатация факта, не влекущая за собой никаких выводов.
В разгар первой чеченской кампании в таком населённом пункте я узнал, что здесь живёт чеченец. Я тогда спросил у местных мужиков: «Ну и как?..» Они не поняли сути вопроса. А через десять лет рассказали, что теперь периодически узнают, как у него дела, не задирает ли его безбашенный молодняк, и в случае чего обещают поддержку. Ведь для них он просто сосед, который также косит сено для коровы и сажает картошку. Эти простые новгородские (псковские-вологодские-архангельские) мужики, конечно, знают о далеко не всегда (как бы помягче?..) корректном поведении его земляков, но не распространяют негатив на весь этнос. И это – настоящая мудрость.
В той же прославившейся на всю страну Кондопоге этническая составляющая конфликта была лишь приправой, правда добавляющей остроты завариваемой каше. Ведь если бы в этот карельский городок приехала сплочённая группа, скажем, ростовцев, тамбовцев или урюпинцев, которые гнобили бы местное население при попустительстве правоохранительных органов, то результат был бы такой же. Поскольку суть противостояния в экономических и криминальных мотивах, а не в этнической принадлежности.
Вот и в этой истории с калининградской мечетью корень проблемы, на мой взгляд, совершенно не связан с межэтническим или межконфессиональным противостоянием. Ведь в основном люди, подписывавшие петицию против возведения мусульманского храма, недовольны уплотнительной застройкой как таковой. Для них эта горка – место отдыха детей, и никакое сооружение им там не нужно.
Мне кажется, что те, кто сейчас в Калининграде запустил кампанию за прекращение строительства мечети, имеют чисто коммерческие интересы. Например, допускаю, что возник потенциальный инвестор, готовый на этом месте слепить что-нибудь наподобие пятизвёздочной гостиницы или супергипермаркета. То есть светят хорошие откаты. Возможны и политические мотивы типа попытки на дешёвом популизме хапнуть дополнительных голосов на муниципальных выборах. Кстати, такие игрища политиканов и развивают межэтническую вражду. Но корни её, ещё раз подчеркну, сугубо экономические. Естественно, на фоне откровенного попустительства или вообще крышевания правоохранительными органами криминальных структур, построенных по национальному принципу.