«Силиконовая долина – это состояние ума»
Один из создателей современного компьютера Ли Фельзенштейн уверен: секрет инновационных открытий – только в людях
Ли Фельзенштейн не так широко известен в мире, как основатели Apple Стив Джобс и Стив Возняк. Хотя у истоков компьютерной революции они стояли вместе. И даже сидели – в гараже неприметного дома на окраине городка Менло-Парк, на собраниях Homebrew Computer Club («Домашнего компьютерного клуба») – первого неформального клуба компьютерщиков Силиконовой долины, руководителем которого стал Ли. На его счету – разработка первого серийного портативного компьютера, технологии видеодисплея, коммуникационных систем для развивающихся стран. Он хотел сделать компьютер средством общения, объединяющим людей. А началось всё как в научно-фантастическом романе – с мечты о новом мире.
–Первой ласточкой стало моё участие в Движении за свободу слова (Free Speech movement – радикальное демократическое движение студенчества 1960-х годов. Студенты выступали против войны во Вьетнаме, а также против политики руководства университетов. – Прим. ред.), – рассказывает Ли Фельзенштейн. – Я стал задумываться о том, как можно использовать технологии для объединения людей, как сделать так, чтобы они могли свободно обмениваться информацией, не завися от какой-либо иерархической системы. К 1970-му я пришёл к выводу, что инструментом такого обмена может стать компьютерная сеть. Но встал вопрос: где взять компьютер? Вскоре я встретил ребят, которые умудрились его достать – это была громоздкая машина, она занимала целую комнату и требовала постоянного присутствия человека, который поддерживал бы её работоспособность. Вот я и стал этим человеком.
Наша идея заключалась в том, чтобы вынести компьютер на улицу, сделать его доступным для всех. А главное – чтобы между человеком и машиной никто не стоял. И мы это сделали. В нашем компьютерном терминале были только две команды – «добавить» и «найти», система достаточно простая, чтобы любой желающий сумел ею воспользоваться для размещения объявлений и поиска необходимой информации. Людям это понравилось. Мы приоткрыли дверь в киберпространство и увидели, что это дружественная территория. Мы убедились, что грандиозный прогресс электроники способен перевернуть мир, сделать его по-настоящему открытым.
– А как родился «Домашний компьютерный клуб»?
– Это заслуга двух человек – Фреда Мура и Гордона Френча. Фред был гражданским активистом, в конце 1950-х, будучи студентом Беркли, он помогал тем, кто хотел избежать курсов обязательной подготовки офицеров резервного состава. Затем объявился в окрестностях Стэнфордского университета, в Менло-Парке. Он вёл картотеку, куда записывал людей с самыми разными хобби. Там хранились телефоны и тех, кто интересовался электроникой и компьютерами. Гордон Френч, программист, предложил использовать свой гараж, чтобы организовать собрание таких людей. Как раз тогда, в начале 1975-го, появился первый компьютер Altair 8800. Встречу решили приурочить к этому событию. Она состоялась в марте. Я услышал про собрание от друга и пришёл.
Всего было человек тридцать. Я взял на себя роль модератора: предложил записать на бумаге цель прихода, что каждого интересует. Так и сделали. Пообщались, договорились встретиться через две недели. Так всё началось.
– И что же вы делали?
– Делились знаниями. Стив Возняк был на первом собрании и занял единственное место в аудитории рядом с розеткой. Впоследствии он тут же собрал свой Apple 1. Ему много помогали другие члены клуба. Мы этим и занимались – помогали друг другу. Встречи были построены так: первая часть отводилась под выступления. Каждый, кто хотел, брал слово и коротко рассказывал о своей задумке или проблеме, которая его волнует. Так было проще опознать своих единомышленников. А вторая часть была посвящена свободному общению, все сбивались в группы по интересам и обсуждали. Помнится, когда к нам впервые пришёл Стив Джобс, он перебегал от группы к группе, пытаясь послушать всех сразу.
– Неужели у него не было своих идей?
– Не сомневаюсь, что были. Но сначала он хотел узнать, что придумали другие. По сути, наш клуб стал своеобразным рынком идей, в этом как раз и состояла его уникальность. Люди приходили, обсуждали свои задачи, зачастую решение находилось сообща. Порой из этого вырастали целые бизнес-схемы, но это было не главное. Главное – мы взаимодействовали, способствуя распространению самой идеи компьютеризации общества.
– Темой одной из ваших лекций в Петербурге стала история Силиконовой долины. Во всём мире мечтают повторить этот феномен, Россия не исключение – вы наверняка слышали про Сколково. Вот только пока ничего не выходит, выхлопа от многомиллиардных вложений нет. В чём секрет, не поделитесь?
– Секрет, как ни парадоксально, в том, что никакого секрета нет. Ведь Силиконовую долину никто не создавал, она просто… возникла. Сама по себе. И развивалась, кстати, довольно медленно. Всё началось в 1937-м с появлением компании «Хьюлетт-Паккард». В 1955-м Уильям Шокли (изобретатель транзистора. – Прим. ред.) основал Shockley Semiconductor Labs. В 1957-м ведущие инженеры уволились из компании Шокли и создали свою собственную – Fairchild Semiconductor. Имена двоих из них знают сегодня все: Роберт Нойс и Гордон Мур – спустя десять лет они подарили миру Intel. Так что, как видите, феномен – в людях. Силиконовая долина – это состояние ума.
– Вы стали свидетелем зарождения компьютерной эры. Сейчас, наверное, мы переживаем её расцвет. Что же дальше? Что-то ещё можно изобрести?
– Поверьте, этому процессу нет предела. Хотя сейчас компьютерная индустрия довольно статична. Всё, что происходит, – лишь доработки и усовершенствования того, что уже есть. Но это не имеет отношения к изобретению, ведь изобретение – это в первую очередь таинство зарождения новой идеи. Вот что нас ждёт и чего мы ждём. Идей.
– Например?
– Господи, если бы я знал, я бы уже это придумал!
история вопроса
1939 год – Джон Атанасов, американский физик, эмигрант из Болгарии, создал прототип вычислительной машины на базе двоичных элементов.
1946 год – группа учёных-кибернетиков из США разработала для военных нужд первый реально работающий компьютер ENIAC. Он весил 28 тонн, затраты потребляемой мощности составляли 174 кВт, для охлаждения использовались авиационные двигатели.
1962 год – Филипп Старос (Альфред Сарант), эмигрант из США, поселившийся в Ленинграде, разработал управляющую электронно-вычислительную машину УМ-1, которая была принята Государственной комиссией и рекомендована к серийному производству. Эта машина стала предвестницей нового класса вычислительной техники – микроэлектронных управляющих ЭВМ. Вскоре Старос создал новую машину – УМ-2. Изобретатель шутил: «УМ-1 – хорошо, а 2 – лучше».
1968 год – Арсений Горохов, конструктор из Омска, изобрёл «программирующий прибор», который включал в себя системный блок с жёстким диском, памятью, материнской платой, видеокартой и всей остальной начинкой, а также монитор. Мыши не было.
1976 год – Стив Джобс и Стив Возняк, 20-летние американцы, собрали в гараже первый маленький компьютер Apple («Яблоко»). Использовался для видеоигр, но уже обладал возможностями программирования. Позже Джобс создал компанию Apple Computer, запустившую массовое производство PC.
Беседовала Анастасия Ложко