«Ладога» страдает лишним весом
Одиннадцать новых составов, которые в ближайшие три года город закупит для метро, могут стать причиной повышения издержек подземки
Конкурс на поставку поездов в наше метро выиграл «Трансмашхолдинг», головной офис которого находится в Москве. Предприятие более чем на миллиард рублей (конечная стоимость – более 2,97 миллиарда) снизило начальную цену контракта и теперь до конца 2016 года поставит в Петербург 66 вагонов (из них 22 – головные, 22 – промежуточные и ещё 22 – промежуточные безмоторные) для синей ветки петербургского метро.
Результаты конкурса поставили под угрозу жизнеспособность другого важного проекта петербургской подземки – составов «НеВа». Их сейчас производит совместное предприятие Кировского завода и чешской компании «Шкода». Как неоднократно писало «НВ», в 2012 году российско-чешский концерн получил право на поставку девяти таких поездов до конца 2015 года. К слову, два состава уже сейчас курсируют по второй линии, а все работающие на синей ветке машинисты в обязательном порядке проходят курсы повышения квалификации для работы именно на «НеВе» – она имеет ряд небольших отличий от старых поездов.
Тот факт, что новые вагоны «Ладога» для подземки станет поставлять «Трансмашхолдинг», конечно, не грозит «НеВе» моментальным и полным исчезновением. Но приход на рынок нового игрока может обернуться для метрополитена и новой головной болью. Во-первых, обилие поездов различной модификации создаст крупной подземке дополнительные сложности (машинистам легче управлять одинаковыми составами, а предприятие в случае необходимости должно оперативно перебрасывать бригады с линии на линию). А во-вторых, ввод в эксплуатацию составов «Ладога» способен повысить издержки метрополитена. Дело в том, что эти вагоны гораздо тяжелее «НеВы» (головные – почти на 11 тонн, промежуточные – на 10 тонн), а значит, на их разгон уходит больше электроэнергии.
Для Петербурга совместное российско-чешское предприятие разработало принципиально новый для России вид вагона «НеВа». Теперь их будущее под вопросом
Кстати, московское метро от избыточного веса вагонов страдает неслучайно – «Трансмашхолдинг» для подземки столицы выпускает составы «Ока», с которых, собственно говоря, и скопирована «Ладога». Правда, говорят специалисты, при желании поезда можно облегчить, и самый простой способ – использовать для изготовления корпусов не сталь, а алюминий. Подобный опыт есть у французской компании «Альстом» – одного из мировых лидеров в производстве железнодорожных составов и оборудования.
Конечно, у «Ладоги» перед «НеВой» есть ряд неоспоримых преимуществ: более высокая шумоизоляция внутри вагонов, раздвижные двери европейского типа, современная система кондиционирования. Хотя последний фактор, по мнению специалистов, для Петербурга не особенно важен. Длинных или открытых перегонов в нашей подземке нет, поэтому большую часть времени кондиционеры будут работать вхолостую, а это, опять же, дополнительные затраты и убытки.
И всё же хоронить совместное предприятие Кировского завода и «Шкоды» пока рано. Летом 2013 года концерн подписал особое соглашение с правительством Петербурга, по которому он станет активно участвовать в реализации программы развития транспортной инфраструктуры. Одна из главных её задач – развитие трамвайной сети, при этом совместное предприятие должно поставить для испытаний низкопольный трамвай, разработанный специально для Петербурга.
При этом, как стало известно корреспонденту «НВ», Кировский завод не намерен закрывать проект «НеВа» и будет пытаться выиграть у конкурентов следующий конкурс. Ведь «НеВа» и «Ладога» обновят парк лишь на 20 подвижных составов, а строящемуся метрополитену для комфорта пассажиров требуется намного больше поездов.
Владимир Афанасьев. Фото ИТАР-ТАСС