«Моя задача – помочь театру задышать»
Известный режиссёр и новый руководитель БДТ Андрей Могучий рассказал «НВ» о том, как приняли его актёры и что он намерен изменить в театре
В Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова идёт реконструкция – и внешняя, и внутренняя. Весной художественным руководителем БДТ был назначен театральный режиссёр Андрей Могучий. Решение стало достаточно неожиданным, театральная общественность восприняла событие по-разному: кто-то с радостью, кто-то – с опаской. Постановки Могучего давно известны не только в Петербурге и Москве, но и в разных городах Западной Европы. Будучи создателем Формального театра, он поставил «Школу для дураков», «Между собакой и волком», «Петербург», а став режиссёром в Александринском театре, выпустил спектакли «Изотов», «Иваны», «Счастье», которые заставили о себе говорить и критиков, и зрителей.
– Андрей Анатольевич, вам досталось хозяйство очень хлопотное. Тут и стройка, и модернизация сцены, и огромная труппа, в которой есть артисты, пришедшие в театр ещё при Георгии Товстоногове...
– А есть артисты, которые были приняты ещё до Товстоногова, например Людмила Иосифовна Макарова.
– Возглавить такой театр – тяжёлый крест или то, о чём вы мечтали?
– Всё произошло неожиданно. Хотя, как известно, все случайности не случайны, и, несмотря на то что в мои планы никак не входило стать худруком БДТ, я воспринял это предложение просто как факт, обязывающий меня двигаться в сторону риска. Мне кажется, я поступил правильно. Наверное, я должен быть здесь и сейчас, в данное время. И всё, что я могу делать для этого театра, я делаю.
– Мы лет семь назад с вами говорили про БДТ и пришли к выводу, что театр этот скорее мёртв, чем жив. А когда-то он был визитной карточкой города. Существует ли у вас сверхзадача? Во что вы хотите превратить этот театр?
– Недавно у меня на репетиции спектакля «Алиса» была одна молодая московская актриса, которую я пригласил в труппу. Я специально дал ей возможность посетить репетиции – послушать, присмотреться, чтобы точно понимать, в какой коллектив придётся вливаться. После репетиции она сказала про всех артистов, которые были на площадке, и молодых, и заслуженных: «Какие они крутые! Я такого не видела никогда». Это сказала продвинутая, модная актриса, привыкшая существовать в совсем другой, нежели БДТ, эстетике, которая знает, что такое современный театр, современное искусство. За эти полгода я смог рассмотреть БДТ очень внимательно и пришёл к выводу, что всё необходимое здесь есть: люди, традиции, жизнь, история, потенциал. Моя задача – не навредить, помочь театру задышать. А это вопрос времени.
– Когда Товстоногов пришёл сюда в 1956 году, он уволил две трети труппы. У вас такой задачи нет?
– Нет.
– То есть вы не жёсткий человек?
– Быть жёстким или не жёстким – это только средства для реализации поставленных задач. Я сейчас не вижу необходимости по отношению к актёрскому составу применять какие-то радикальные методы. Я вижу, что здесь работает труппа, которая обладает какой-то великой тайной, высочайшей театральной культурой и памятью. Здесь существует мощная традиция, заложенная в этом театре давно, и многие из актёров были соучастниками, свидетелями становления этой традиции. Это уникальный театр.
– Международная режиссёрская лаборатория «Товстоногов. Метод», которая идёт сейчас на площадке БДТ, – с вашей стороны это жест в сторону человека, именем которого назван театр? Или же метод Товстоногова до сих пор жизнеспособен?
– Метод жизнеспособен.
– Чем занимаются молодые режиссёры на лаборатории?
– Режиссёры из разных стран – Америки, Дании, Франции, Австрии – изучают практическую сторону создания Товстоноговым «Идиота» Достоевского. В 1957 году Георгий Александрович поставил спектакль «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским и Татьяной Дорониной в главных ролях. Приглашённые нами режиссёры будут работать над товстоноговской инсценировкой «Идиота», будут сопоставлять персональное понимание с опытом, которым поделятся люди, участвовавшие в товстоноговском спектакле. Наша задача как организаторов – соединить режиссёров и «свидетелей» в этом процессе.
– А вы сами ожидаете постичь то магическое, что откроется в процессе лаборатории?
– Время покажет. Но то, что вне контекста той великой эпохи работать в этом театре нельзя, мне совершенно ясно. С первого дня.
– Противодействие и недоверие к вам в театре было? И что изменилось с того момента, как вас назначили худруком?
– Процесс адаптации продолжается, противодействия, если оно даже и есть, я не чувствую. В БДТ привыкли уважать режиссёра. А это одна из основ театральной профессии. Вне этого пункта нет шансов даже начать работу над спектаклем. Художественный руководитель БДТ пользуется по определению абсолютным авторитетом. Другой вопрос, что этот авторитет не должен быть назначен – он должен быть доказан.
– Давайте продолжим про магическое, про «Алису в Стране чудес». Название было выбрано потому, что Алиса Бруновна Фрейндлих здесь работает?
– Я никогда не существую вне реальной ситуации. В этом смысле вообще театральное искусство не может существовать в отрыве от реальности, в отрыве от истории театра, людей, финансового положения, географических, политических реалий. Если всё это не учитывать, то и незачем начинать.
– Злые языки утверждают, что для вас актёр лишь инструмент для претворения идеи...
– Нет, актёр – это личность, это мой соавтор. Театр в этом смысле и отличается от других видов искусства, что он рождается из совокупности векторов влияния персон, с которыми ты работаешь. Это коллективное творчество. Спектакль не творится в тиши кабинетов, в одиночку. Я не умею заниматься театром, который рождается вне репетиций, вне людей, с которыми ты работаешь. Всё появляется только из них и только вместе с ними.
– В БДТ, насколько я знаю, детским зрителем почти не занимались. А теперь детей зовут сюда изо всех сил. Хотите воспитать своего зрителя?
– В Каменноостровском театре – на Новой сцене БДТ – мы уже начали реализовывать долгосрочную программу для детей. Это интерактивный спектакль-экскурсия «Театр изнутри». Родился спектакль благодаря замечательному режиссёру Яне Туминой. В осенние каникулы уже прошла серия спектаклей: дети смогли не только походить за кулисами, попробовать на деле разные замечательные штуки – звуковой пульт, например, – или поставить свет, звук, но также, посетив гримёрный, костюмерный и реквизиторский цеха, выступить на сцене в качестве артистов. Заканчивалась история тем, что ребята показывали спектакль на 10 минут.
– А кто же смотрел эти постановки?
– Смотрели родители и службы театра. Всем интересно. Я на прогонах видел три спектакля «Театра изнутри» – сделанные по одному принципу, по одному сценарию, но с разными детьми и потому совершенно разные.
– Как сегодня ставить для детей?
– Надо быть просто честным с детьми, уважать их.
– На что-нибудь другое, кроме работы, остаётся время?
– Нет.
– Формальный театр в каком виде сегодня существует?
– В виде лаборатории. И так он уже существует пять лет. Собственно, это не так мало. Мне кажется, сотрудничество Формального театра и БДТ – это очень интересно и эффективно. Один формат питает другой. Это здорово.
Беседовала Елена Добрякова. Фото Интерпресс