Просто они отрицают мир
После взрывов в Волгограде, да и раньше, когда в конце прошлого – начале нынешнего века мир накрыла волна терроризма, многие задаются вопросом: кто они, эти люди, надевающие «пояс шахида» и взрывающиеся в переполненных автобусах, врезающиеся на самолётах в небоскрёбы, режущие заложников с криком «Бог велик!»? Особенно сейчас, когда выяснилось, что взрыв у вокзала в Волгограде устроил не какой-нибудь араб или даже чеченец, а русский парень Павел Печёнкин, взявший вдруг и принявший ислам самого радикального толка. Как же так, ведь он учился в обычной российской школе, получил самую мирную профессию – ветеринар. Что он искал в исламе? Пресловутый рай, полный плотских радостей?
Вера – она, конечно, сильный фактор. Если здешняя жизнь не удовлетворяет, но ты веришь, что за гробом гораздо лучше, – можно и оставить этот опостылевший мир. Потому христианство категорически запрещает самоубийство, считая его своеволием по отношению к даровавшему жизнь Богу. Радикальный же ислам, наоборот, сулит «шахидам» всё 33 удовольствия, если они погибнут, прихватив с собой как можно большее количество «неверных».
Но ведь на подобную смерть шли и атеисты, скажем русские революционеры. Не все из них были атеистами, но большинство было. Кстати, тактику массированных взрывов с поражением множества невинных людей нынешние шахиды переняли именно от них – через левых и националистических террористов Европы 60–70-х годов прошлого века. Парадоксальная преемственность? А ведь именно в ней ответ на вопрос, что общего между Павлом Печёнкиным, палестинским смертником и бомбистами «Народной воли». До бен Ладена западный мир террористом номер один считал Ильича Рамиреса Санчеса по прозвищу Карлос Шакал. Он взрывал людей, убивал полицейских, захватывал заложников, а теперь на досуге, заслуженно отбывая два пожизненных срока во французской тюрьме, написал книгу под названием «Революционный ислам». Мусульманином этот убеждённый марксист стал, ещё когда сотрудничал с Организацией освобождения Палестины. Напомню, что сотрудничал он не только с ней, но и со спецслужбами СССР и других социалистических стран. Так вот, в своих записках из застенков Карлос совершенно серьёзно пишет, что марксизм потерпел поражение, потому что не имел «мистической составляющей», которая, по его мнению, должна быть исключительно мусульманской. Совсем как наши «православные» коммунисты, ставящие на божничку рядом с Христом портрет Сталина. Только Карлос гораздо опаснее.
И вот тут очевидно проявляется правота Льва Гумилёва, который утверждал, что существуют антисистемы – сообщества людей с негативным мироощущением. То есть тех, кому не дорога ни своя, ни чужая жизнь. Почему они появляются – разговор длинный и в колонку не поместится. Замечу только, что идеология для антисистем вторична. «Что общего между исмаилитством, карматством, маркионитским павликианством, манихейством, богомильством, альбигойством и другими аналогичными системами?.. По генезису верований, догматике, эсхатологии и экзегетике – ничего. Но есть одна чёрта, роднящая эти системы, – жизнеотрицание...» – писал учёный.
Тем, кто отрицает жизнь, просто нравится причинять людям смерть и боль, пусть и ценой собственной жизни. А идеология… Так получилось, что сегодня Печёнкину и иже с ним подвернулся салафизм. В позапрошлом веке таким же подвернулся анархизм или марксизм. А в прошлом – коммунизм или фашизм. Вот и книга Карлоса Шакала смешивает идеологически несопоставимые вещи. А если им ничего не подворачивается, они берут охотничье ружьё и расстреливают своих коллег, как Дмитрий Виноградов. Без всякой идеологии и криков, что Бог велик.
Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»