«И раньше по рыбным траулерам открывали стрельбу»
Отразится ли захват траулера «Олег Найдёнов» на работе мурманских рыбаков, продолжающих лов в тех же водах
Мурманские рыбаки с траулера «Олег Найдёнов» уже больше недели находятся под арестом у сенегальских властей. Последние обвиняют наших моряков в браконьерстве и требуют с судовладельца уплату штрафа в размере 3 миллиона долларов. Возникает вопрос: что вообще делают северяне в африканских водах и нужна ли нам рыба ценой подобных инцидентов?
История лова нашими рыбаками в африканских водах началась ещё во времена Советского Союза. Тогда, как и сейчас, существовали международные соглашения, по которым такие страны, как Сенегал, Гвинея-Бисау, Марокко, Мавритания, Гамбия, разрешали русским морякам вести промысел в их водах – не бесплатно, разумеется. Государства эти и тогда, и сейчас богатыми не были, собственного флота не имели
Советские рыбаки часть улова продавали или передавали им. Остальное, естественно, вывозили. Каким-то странам платились деньги за пользование рыбными запасами, но и тогда нельзя сказать, что промысел вёлся спокойно.
– Может быть, сейчас, как и тогда, имеет смысл привлечь к охране наших рыболовных траулеров военные корабли? – задаётся вопросом заместитель главы регионального комитета рыбохозяйственнного комплекса Андрей Алексеев. – Ведь, к сожалению, политическая обстановка в странах Африки не слишком стабильная. И раньше периодически по рыбным траулерам открывали стрельбу. Но промысел всё равно продолжался.
В 1990-е, после распада СССР, нашим властям стало не до африканской рыбы, но, как говорится, «свято место пусто не бывает». Активно начали проявляться в африканских водах представители европейских стран и, наконец, Китай. Ближе к двухтысячным Россия решила вернуться в африканские воды, и в частности в Сенегал. Соглашение с этой страной было подписано в 2011 году, и далось оно России непросто. В частности, в африканском государстве прошли демонстрации протеста, которые, как позже выяснилось, были организованы с подачи крупной китайской рыболовной компании. Однако договор всё-таки удалось заключить. Но любой документ, как показала практика, в африканских странах не более чем филькина грамота.
– Основной сложностью ведения промысла в этих районах является то, что всё зависит от отношения того или иного чиновника, – рассказал депутат Мурманской областной думы, бывший исполнительный директор компании «Губернский флот» Станислав Никаноров. – Зачастую даётся просто устное разрешение, а в процессе работы может возникнуть запрет со стороны другого чиновника.
Конечно, лов в африканских водах не похож на промысел, к примеру, в норвежской экономической зоне. Риск и отсутствие документальных гарантий – существенные минусы. Однако, с другой стороны, хватает и плюсов, которые привлекают предпринимателей к Чёрному континенту. Контроль местных властей не такой жёсткий, да и породы рыб здесь ловятся хорошие.
Есть и глобальное объяснение. Потребление россиянами рыбы растёт, и, соответственно, эта сфера привлекает всё больше бизнесменов. Чтобы обеспечить потребности населения и заработать, они готовы выдвигаться куда угодно. За последние пять лет наша страна переместилась с десятого места в мире по количеству добываемой рыбы на пятое. А между тем больше, чем человечество вылавливает сейчас, ловить оно не может, поскольку произойдёт разрыв в пищевой цепи Мирового океана. Возникает конкуренция между странами, которые периодически выливаются в задержания российских судов.
Но в нейтральных водах или близких к европейским никто не ведёт себя как сенегальские власти. Даже регулярные конфликты мурманских рыбаков с норвежской береговой охраной проходят в законном русле и разрешаются. Кстати, в соседнем с Сенегалом Марокко, где в прошлом году между россиянами и местными властями возникли сложности, обошлось без применения силы. Тогда закончился срок соглашения, и наши траулеры выдворили из территориальных вод страны. Им полгода пришлось работать в соседних районах, но по почкам капитанов никто не бил.
Сейчас сенегальские власти объясняют своё неприятие российских рыбаков борьбой с коррупцией. Дело в том, что в прошлом году, после того как к власти пришла оппозиция, многим иностранным компаниям не продлили лицензию. Объяснялось это слишком тёплыми отношениями, которые якобы сложились у чиновников с иностранцами.
Проблем добавляют и действия «Гринписа», члены которого в последнее время активизировались в Африке. Они заявляют, что многие иностранные траулеры незаконно промышляют в закрытых районах, не отзываясь на позывные и маскируя своё название. В прошлом году они обвинили в этом и «Олега Найдёнова».
– Никакого браконьерства с нашей стороны не было, – рассказал один из членов экипажа. – Да, название корабля было закрыто, но на судне велись покрасочные работы. Надпись на борту судна только что обновили, поэтому и укрыли её.
– Зачем компании, которая имеет официальную лицензию на лов, заниматься браконьерством?– возмущается супруга матроса экипажа Алексея Вита Анна. – И в прошлом году, и сейчас всё делалось на законных основаниях. В конце концов, какая разница, где ловить рыбу, зачем дополнительный риск?
В любом случае, несмотря на происшедшее с «Олегом Найдёновым», уходить из Сенегала российские рыболовные компании не намерены.
тем временем…
Норвежцы продолжают задерживать мурманский траулер
Норвежская полиция продолжает разбирательства по инциденту с мурманским траулером «Ново-азовск», приписанным к порту заполярной столицы.
Напомним, судно, принадлежащее Архангельскому траловому флоту, норвежская береговая охрана задержала в понедельник по обвинению в сбросе рыбы.
– Траулер находился на промысле недалеко от острова Медвежий в Норвежском море, – сообщило Росрыболовство. – Пограничники Северного королевства отконвоировали его в порт Тромсё.
Норвежская сторона не комментирует подробности происшествия. Однако напоминает, что сброс рыбы в море является серьёзным нарушением и угрожает экологической безопасности.
По мнению береговой охраны, российские рыбаки делают это, чтобы вписаться в рамки квоты и оставить наиболее ценные породы рыб. Пограничники также утверждают, что в их распоряжении имеется видеозапись, подтверждающая факт нарушения.
Капитан «Новоазовска» объясняет происшедшее случайностью. Если верить ему, то произошёл технический сбой, поэтому несколько рыб оказалось в море. Сейчас заполярных рыбаков ждут разбирательства с полицией, капитан уже был допрошен.
Обычно норвежские правоохранители накладывают штраф на капитана и судовладельца. При этом компании имеют право опротестовать санкции в суде. В большинстве случаев судовладельцы так и делают, поскольку норвежская Фемида значительно снижает суммы штрафа по сравнению с полицией.
В Росрыболовстве надеются, что сумма штрафа будет невелика. Судовладелец пока обдумывает дальнейшие действия.
Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области. Фото AFP