Посторонним въезд воспрещён
«НВ» узнало о судьбе улиц, которые по разным причинам незаконно закрыли для горожан
«Время открытых дворов прошло вместе с советской властью», – часто слышишь от жителей центра Петербурга, которые теперь живут за воротами и оградами с калитками и домофонами. Но некоторые пошли дальше – и закрыли целые улицы. Законно ли это и почему чиновники допускают подобное отношение к общему имуществу, выясняло «НВ».
Сахарный переулок и Оренбургская улица
Кусочек исторической рядовой застройки, сохранившийся с конца XIX – начала XX века «во дворах» Большого Сампсониевского и Финляндского проспектов, не богат на улично-дорожную сеть. Да и въехать туда можно только через Сахарный переулок либо через арки и внутриквартальные проезды.
Но даже при такой ситуации местные коммерсанты решились на перекрытие проездов. Под автостоянку возле завода «Двигатель» отнят фрагмент Сахарного переулка (от Астраханской до Оренбургской улицы), а также Оренбургской (от дома № 25 до Сахарного). Причём если в Сахарном стоит шлагбаум, то на Оренбургской вообще беспросветный бетонный забор.
В комитете по управлению городским имуществом заявили, что, действительно, этот участок улиц Смольный сдал в аренду заводу «Двигатель» – «для использования под автостоянки служебного пользования на срок до 2015 года». Причём это согласовали все профильные ведомства, в том числе ГИБДД и администрация Выборгского района.
Однако «Двигателю» не разрешалось перекрывать улицы.
– Если в ходе проверки комитет выявит факт ограничения доступа на участки, арендатору будет вынесено предписание об устранении нарушений, – пообещали в КУГИ.
В общем, парковаться заводчане могут, а вот ставить шлагбаум и забор – нет. Между тем открыть участок Сахарного переулка от Оренбургской улицы до Пироговской набережной пока нельзя: эта земля в собственности «Двигателя», и город не спешит её изымать.
Улица Булавского
Этот небольшой проезд должен соединять Киевскую улицу с Черниговской, однако на полпути упирается в забор. Причём, по словам очевидцев, такая ситуация уже довольно давно.
В КУГИ заявили, что эта территория не только не включена в какой-либо земельный участок, но даже не сдавалась в аренду.
– На сегодняшний день путём самозахвата указанная территория незаконно занята третьими лицами под размещение охраняемой открытой автостоянки. Участок также незаконно используется в целях погрузки-выгрузки продукции, – негодуют комитетчики.
Чтобы очистить землю от незаконных захватчиков и их имущества, будут приняты традиционные меры. Вскоре центр повышения эффективности использования государственного имущества, подведомственный комитету, выберет подрядчика, который снесёт всю самовольщину. Ранее такие меры применялись в отношении небольших торговых павильонов, о чём «НВ» уже не раз писало. Теперь дело дошло до восстановления должного облика улицы.
Депутатская улица
Иначе поступили с фрагментом Депутатской улицы на Крестовском острове. Пространство от Эсперова переулка до Ольгиной улицы просто… включили в земельный участок, а после строительства на нём коттеджей для судей Конституционного суда закрыли шлагбаумами и КПП.
В письме, направленном в редакцию «НВ», КУГИ заявил, что «приватизация территорий общего пользования законом запрещена». Однако в 2006 году это не помешало тому же КУГИ закрепить участок Депутатской улицы «на праве оперативного управления» за «Производственно-техническим объединением УДП», а комитету по земельным ресурсам в 2007-м провести кадастровый учёт, чтобы в границы создаваемого надела попала улица. Теперь собственник этой прежде общественной земли – не город, а Российская Федерация, которая распорядилась ввести «погранконтроль».
Впоследствии «конституционный» отрезок Депутатской был исключён и из перечня объектов улично-дорожной сети и стал «проездом, предназначенным для прохода и проезда к зданиям, расположенным на земельном участке», пояснила зампрокурора Петроградского района Наталья Глущенко.
Уездный проспект
Эта небольшая улица, гордо названная проспектом, по большому счёту должна соединять проспект Елизарова с улицей Крупской. Но сразу за улицей Ольги Берггольц дорогу преградил незаконный контрольно-пропускной пункт с охраной. Дело в том, что проезжая часть Уездного проспекта тоже в собственности города, а потому занимать её и тем более препятствовать проезду никто не имел права.
Выяснилось, что самоволием занялся Энергомеханический завод. Он расположен по обе стороны Уездного, а потому, чтобы не тратиться на дополнительные заборы вдоль проспекта, предприятие просто захватило его участок.
Но после проверки – туда лично съездил начальник управления недвижимого имущества Невского района КУГИ Сергей Гаврилов и провёл разъяснительную беседу с директором Энергомеханического завода Дмитрием Быковым – движение открыли. Правда, состояние проезжей части оставляет желать лучшего. Но комитет по благоустройству пообещал, что после необходимой инвентаризации дорогу приведут в соответствие с ГОСТом.
5-я и 6-я Тарховские улицы в Разливе
В пригородах Петербурга случаев, когда перекрывают доступ к береговой полосе (а это нарушение Водного кодекса), немало. Один из самых вопиющих – в Разливе. Там за высокими заборами оказались участки 5-й и 6-й Тарховских улиц сразу после Верхней улицы. Таким образом, закрыт выход к бухте озера Сестрорецкий Разлив.
В ходе прокурорской проверки выяснилось, что металлические ворота на 5-й Тарховской улице установила компания «Третий парк», один из крупнейших автобусных перевозчиков Петербурга. А вот 6-ю Тарховскую от глаз посторонних спрятало частное лицо, арендующее прилегающий земельный надел у города.
– Правообладателем путём размещения забора самовольно захвачен участок площадью 1596 квадратных метров, – сообщил заместитель прокурора Курортного района Дмитрий Орешко.
Надзорное ведомство внесло руководителю агентства недвижимого имущества по Кронштадтскому и Курортному районам, который «не заметил» самозахвата, представление. Когда проезд и выход к бухте откроют – неизвестно.
Владислав Воробьёв. Фото Александра Гальперина и Алексея Лощилова
реплика
И вам за это ничего не будет!
Владимир Владимиров, обозреватель «НВ»
Отхватить кусок улицы под личные нужды – парковку «для своих», подъезд к своему магазину, заводу или жилому комплексу – дело престижное (понятно, что на такое способен только человек со связями), но при этом и малонаказуемое. Поэтому адресов самозахватов в Петербурге в десятки раз больше, чем мы приводим. Любое «приличное» заведение – от стоматологической клиники до ресторана – выгораживает место парковки для своих сотрудников и клиентов пластмассовыми конусами с цепочками, которые в случае чего (городской проверки или рейда) легко убрать и тут же поставить обратно. Это можно видеть на всех прилегающих к Невскому улицах, и понятно, что такие выгородки появляются с негласного разрешения местных властей и ГАИ.
Стационарные заграждения – бетонные блоки, заборы, шлагбаумы – ставят фирмы и граждане с более солидными, чем у обычных рестораторов, связями, которые гарантируют им попустительство со стороны районных чиновников и правоохранителей. Но даже если большого блата и нет – «самозахватить» кусок улицы, двора, береговой черты проще простого. Потому что наказания за это дело почти символические – власти могут потребовать от захватчика за собственный счёт демонтировать незаконной возведённый забор и в крайнем случае выписать небольшой штраф. При этом предварительные тяжбы – обмены письмами, оспаривание претензий – могут идти годами. В общем, если захваты улиц в частную собственность не стали массовым явлением, то только в силу воспитанности большинства петербуржцев. Власти же этому процессу не только не препятствуют, но иногда и сами подают пример – попробуйте, например, подъехать к Смольному.