Сокращать – не строить?
Власти сбивают цену строительства метро, что может отсрочить ввод новых станций
Смольный почти на четверть уменьшил сумму госконтракта на возведение многострадального Фрунзенского радиуса. О желании побороться за освоение средств горбюджета уже заявили две фирмы – сочинская «Аврора» (её основной профиль – горно-строительные работы) и московский «Космос» (эта фирма известна, в частности, работой по прокладке тоннелей в столице). Как выяснило «НВ», ОАО «Метрострой» (эта компания в течение многих лет строила нашу подземку) тоже готовит собственное предложение и намерено выйти на конкурс, хотя в компании рассчитывали, что сумма контракта будет больше.
Напомним, на Фрунзенский радиус ещё в конце прошлого года планировалось выделить 34,5 миллиарда рублей. Во второй половине 2013-го «Метрострой» приступил к предварительным работам – начал готовить технологические площадки и шахты. В общей сложности до начала января 2014-го компания потратила почти 4 миллиарда заёмных средств, которые город вернёт в любом случае.
Подписать полноценный контракт с «Метростроем» планировали до конца января. Но после новогодних каникул чиновники вдруг пересмотрели своё отношение к конкурсу. В его условиях появился так называемый «коэффициент понижения», значительно уменьшивший цену договора. Теперь Фрунзенский радиус предлагают построить аж за 26 миллиардов рублей.
Желание чиновников снизить затраты вполне логично – дефицитный городской бюджет не позволяет расточительно тратить средства. А «лишние» 9 миллиардов – это возможность ускорить темпы строительства подземки. Для этого, по словам аналитика рынка транспортного строительства Владислава Журавлёва, городские власти пытаются создать на рынке метростроения конкуренцию. Проблема в том, что чиновники плохо представляют, чем грозят их непродуманные шаги. Ведь в иногородних компаниях не знакомы со спецификой петербургских водонасыщенных грунтов.
– У нас самое глубокое метро, ни одна фирма в мире не имеет достаточного опыта работы на таких глубинах, – продолжает эксперт. – Снижение цены контракта может отразиться на качестве строительства. Есть второй вариант: в процессе работы вдруг выяснится, что требуются дополнительные средства, тогда либо придётся выделять их из бюджета, либо замораживать строительство на неопределённое время.
Полностью отказываться от участия в конкурсе «Метрострой» не намерен, но и вести работы себе в убыток тоже не собирается. У чиновников и подрядчика есть время договориться до 10 февраля.
Владимир Афанасьев