Медали не дали?
Почему Министерство образования отменило золотые и серебряные знаки отличия для выпускников и вернут ли их на уровне города
Оборотная сторона золотой медали
13 лет она хранится у меня в красной коробочке. Точнее, пылится. Последний раз показывала дочкам полгода назад, когда младшая пошла в первый класс.
– Будешь учиться на все «5», тоже такую получишь! – напутствовала дочку, захлопывая перед её носом футляр с медалью.
– А зачем она мне? Вот тебе она помогла? – подумав, спросила та.
Помогла ли мне медаль? Скажу честно: поступить в институт – нет. Я «провалила» единственный экзамен по русскому и литературе на факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена – сдала на «4». Поэтому неожиданно пришлось сдавать биологию и историю, а к ним особо не готовилась. Так пары баллов не хватило, чтобы пойти по стопам мамы и выучиться на логопеда. Зато я стала журналистом и потом неоднократно задумывалась: может, медаль для этого и была дана?
Помогали ли мне в школе получить медаль? Скажу честно: да. В мурманской школе, которую я окончила в 2000 году, в последние два года обучения только и слышалось: «Софья единственная у нас идёт на золото». Свернуть с этого пути учителя мне старательно не давали. Конечно, это теперь понимаешь, что ребёнок не может знать все школьные предметы на твёрдую, честную пятёрку. Ну, если он, конечно, не вундеркинд. К таковым я, к сожалению, а может, к радости, не отношусь. И оценки по географии, истории, физике, например, мне откровенно натягивали – я знала эти предметы на четвёрку, не больше. И выпускную экзаменационную работу по математике меня вызывали переделывать. (К слову, знакомая золотая медалистка точно так же переписывала сочинение.) Да, да, рассказы о нечестных золотых медалях вовсе не вымысел. Свою работу я написала на отлично, но выяснилось, что для решения задачи выбрала не самый «продвинутый» способ, никак не тянувший на золото. Мою работу изъяли из общей пачки (конечно, администрация школы делала это на свой страх и риск) и дали переписать. Было страшно, стыдно и неприятно, что мои сверстники не могут подправить свои работы, а я могу. Никакой медали, если честно, после этих мучений не хотелось. Но я не могла подвести школу, ведь я 11 лет «шла на медаль».
Соль в том, что до ввода ЕГЭ школах для поддержания имиджа кровь из носу нужны были золотые медалисты. Это сейчас рейтинг образовательных учреждений определяется средним баллом по госэкзамену. А тогда медали определяли статус учебных заведений точно так же, как число звёзд свидетельствует о комфортабельности отеля. И если в новых условиях выпускники станут получать знак отличия действительно за «особые успехи в учении», то медали, несомненно, нужны. Главное – чтобы они снова не превратились в мерило солидности школ и учеников не «вели на медаль».
Софья Андреева, редактор отдела информации
Разговоры о том, что золотые и серебряные медали для школьников могут отменить, шли уже давно, как только в России начали вводить единый государственный экзамен. Ведь в условиях ЕГЭ памятные знаки просто перестали иметь смысл – все школьники должны поступать в вузы на равных условиях. Но почему, если льготы для золотых медалистов отменили ещё в 2010 году, ставшие бессмысленными знаки отличия упразднили лишь четырьмя годами позже? У федерального правительства просто не доходили руки до такой мелочи? Или выпуск медалей вдруг стал непосильной ношей для бюджета? В причинах отказа от золотых и серебряных наград для выпускников разбиралось «НВ».
В новом законе «Об образовании», который вступил в силу с сентября прошлого года, ничего про награждение выпускников не сказано, а значит, и награждать отличников золотыми медалями теперь перестанут. Вместо драгоценного кусочка металла ребятам выдадут новые аттестаты – с красными корочками, а запись в документе изменят с торжественной «За особые заслуги в учении» на более лаконичную – «С отличием».
К тому же всякого почёта лишат потенциальных серебряных медалистов – их заслуги не отметят никак, а вот выпускники коррекционных школ и классов по приказу Минобрнауки с этого года, напротив, станут получать аттестаты наравне с другими школьниками – без специальных записей. Теперь поощрения для отличников – это дело региональных властей. Так, по крайней мере, считают в Министерстве образования.
По словам чиновников, знаки за отличие в учёбе сегодня утратили свой смысл, так как их давно не воспринимают всерьёз приёмные комиссии. Точно так же теперь не уделяют внимания среднему баллу в аттестате абитуриента. Главное – хорошо сдать ЕГЭ и, если понадобится, вступительные испытания в вузе. Однако льготы для золотых медалистов (им для поступления можно сдать всего один экзамен) отменили ещё в 2010 году, когда система ЕГЭ заработала в полную силу, хотя школьникам выдавать теперь уже бесполезные награды продолжили.
Почему же у чиновников руки дошли прекратить раздачу золотых и серебряных знаков отличия только в 2014 году – спустя четыре года после условного «обесценивания»? Неужели чеканить памятные медали для лучших учеников страны такое дорогое удовольствие?
Как выяснилось, не такое это уж и бремя для госбюджета. По некоторым данным, изготовление одной школьной золотой медали обходится государству в 300 рублей, а одной серебряной – в 120. В Петербурге, по данным комитета по образованию, ежегодно оканчивают школу около 700 золотых медалистов, причём их количество не изменилось с введением ЕГЭ. Москва – рекордсмен по этому показателю – около 5000 отличников. Посчитать несложно: если каждый год две столицы выпускают в свободное плавание около 5700 медалистов, то отчеканить для них памятные знаки обойдётся правительству в 1 миллион 710 тысяч рублей – согласитесь, не такие уж большие деньги для федеральной казны, чтобы воздать по заслугам выпускникам за 11 лет отличной учёбы.
В конце декабря на заседании правительства Петербурга глава комитета по образованию Жанна Воробьёва выступила с предложением вернуть золотые и серебряные медали на уровне города. С этой инициативой представители ведомства обратились к депутатам Законодательного собрания, которые и решат, смогут ли петербургские школьники снова получать памятные награды за отличную учёбу.
По словам главы думского Комитета по образованию и члена высшего совета «Единой России» Вячеслава Никонова, вернуть золотые медали в школы просто: городским властям нужно всего лишь принять поправку в городском законе об образовании, причём сделать это можно одной строчкой.
Комитет по образованию и педагогическая общественность настроены решительно. Так что, видимо, драгоценные награды в Петербурге вскоре возродят и продолжат выдавать самым усердным и трудолюбивым ученикам. Ведь, чтобы одарить золотыми медалями 700 выпускников петербургских школ, нужно потратить чуть больше 200 тысяч рублей. Для городского бюджета это капля в море. А временную отмену медалей можно расценить как способ переложить эти расходы с федеральной казны на плечи регионов.
Полина Огородникова
мнения
«Медаль не даёт тебе ничего, кроме гордости за себя»
Екатерина Шарова, выпускница школы № 640, золотая медалистка:
– Я окончила школу в 2010 году с золотой медалью. В тот год как раз ввели ЕГЭ по всем предметам, так что медаль мне в поступлении ничем не помогла. В вузах смотрели только на сертификаты ЕГЭ. Было обидно, ведь к ЕГЭ люди просто готовятся один год, а на золотую медаль я шла все 11 лет обучения в школе. Помню, что в списке дополнительных «привилегий» (если, например, одинаковое количество баллов у абитуриентов) золотая медаль была на седьмом или восьмом месте.
Раньше как-то иначе всё-таки относились к медалистам, а сейчас медаль не даёт тебе ничего, кроме гордости за себя. Я всю жизнь училась на отлично, не только последние два года, поэтому для меня это была долгожданная награда. Ну и родители порадовались, конечно. А теперь она просто лежит у меня на полочке и пылится. Может, покажу потом детям…
«Важно сохранить традицию»
Наталья Святко, учитель:
– Золотые медали для школьников, на мой взгляд, стоит сохранить. Несмотря на то что школы всегда боролись за количество медалистов, и не всегда самым честным путём, всё же ребята, которые получали памятную награду, – трудолюбивые, способные, хорошие ученики.
Как мне кажется, для нашего города медалисты особенно важны, ведь Петербург – столица не только культуры, но и образования. Уровень знаний у нас всё-таки выше, чем в Москве. Примерно так же, как медали давали родившимся в Петербурге, можно дарить их и тем, кто окончил школу в Петербурге.
Далеко не для всех отличников главным стимулом является именно золотая медаль. Есть дети, которые воспринимают её как самоцель, другие и без медали хорошо учатся. Некоторые коллеги считают, что человек не может знать одинаково хорошо все школьные предметы, из-за чего к медалистам в приёмных комиссиях университетов нередко выдвигают более строгие требования.
На мой взгляд, логично, что после введения ЕГЭ льготы для медалистов становятся ненужными, но сохранить саму традицию – награждать лучших учеников – важно. Ведь если спортсмен выше всех подпрыгнул или быстрее всех пробежал, то ему же дают медаль. Так неужели наши лучшие ученики не достойны памятной награды?
компетентно
«Медаль придаёт силы и мотивирует»
Лариса Петрова, директор негосударственного образовательного учреждения «Лидер»:
– Я отношусь к отмене золотых медалей крайне негативно. Вообще не понимаю, какие хитроумные умозаключения привели к такому абсурдному решению. Впрочем, это лишь очередной абсурд в длинной череде бестолковых нововведений, которые рождаются в недрах Министерства образования. У меня были выпускники-медалисты, и среди них много таких, которые, получив медаль, поступали на платное отделение. То есть для них медаль была не вездеходом, чтобы пробиться в вуз без экзаменов, а наградой за время, которое они корпели над учебниками, пока их сверстники вели более фривольный образ жизни. К тому же среди медалистов всегда встречалось немало робких и застенчивых интровертов, и медаль своего рода компенсация. Тут срабатывал чисто психологический момент: раз уж я не пользовался популярностью у одноклассников, то хотя бы не впустую. Я считаю, взрослеющий человек обязательно должен получать моральную поддержку такого характера. Ведь что такое медаль? Прежде всего – знак отличия, он придаёт силы, мотивирует. Поэтому совершенно неясно, зачем нужно было от этого отказываться. Почему лишать вознаграждения тех, кто его на самом деле заслужил?