Субтропический миф Олимпиады
В преддверии сочинской Олимпиады «прогрессивная общественность», представленная частью столичных писателей, политиков и журналистов, всё оживлённее задаётся вопросом: «Как можно проводить зимние Олимпийские игры в субтропиках? Это же просто бессмыслица, нонсенс, сапоги всмятку!» Ну и подразумевается, конечно, что такова очередная путинская прихоть, изыск «кровавого режима».
Однако достаточно заглянуть в любой справочник, чтобы узнать, что субтропики – зона умеренного климата, расположенная между 30 и 45 градусами северной и южной широты. Среднегодовая температура – примерно плюс 14 градусов, а средняя температура зимой – несколько выше нуля. Чем не благодатное место для жизни и занятий как летними, так и зимними видами спорта?
Да и ещё один справочник подсказывает: многие зимние Олимпиады проводились именно в субтропических местностях. Вот, к примеру, Олимпийские игры в Нагано 1998 года и Саппоро 1972 года. Саппоро расположен на той же самой 43-й широте, что и Сочи. Нагано – вообще на 36-й, ещё более субтропической. Оба центра находятся к тому же в сейсмоопасной зоне. «Кровавый японо-самурайский режим» провёл там две Олимпиады, и вроде бы с успехом. Перенесёмся в «цивилизованную» Европу. Две зимние Олимпиады – французская в Альбервилле 1992 года и итальянская в Турине 2006 года – проходили на 45-й широте, той самой, которая обозначает границу субтропической зоны. «Кровавые» миттерановско-берлускониевские режимы именно там, в субтропиках, удовлетворяли геополитические амбиции.
Мало Европы? Пожалуйста, вот Северная Америка. США, зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити 2002 года. Отличная была Олимпиада. Правда, тоже в субтропиках, поскольку этот маленький американский городок стоит на 40-м градусе северной широты. Сильно портит картину местоположение Ванкувера – 49-й градус. Правда, в географических справочниках говорится, что «климат в Ванкувере по своим характеристикам приближается к субтропическому». Так что канадцы совсем немного не дотянули. Что ж, простим это их «кровавому режиму», будем милостивы…
Я полагаю, самое печальное во всей «субтропической» мифологии, связанной с Олимпиадой в Сочи, то, что она не имеет ни малейшего отношения ни к спорту, ни к реальной политике. Это миф, созданный тусовочным сознанием «прогрессистов». Ещё более печально, что сами «прогрессисты» свято поверили в этот миф и живут, культивируя его, тщательно холя и лелея. Загоняя себя в мифологическую ловушку, наши политики, публицисты и писатели (от Бориса Немцова до Юлии Латыниной) оказывают плохую услугу прежде всего самим себе. Субтропическим мифом они выстраивают высокую стену между собой и теми людьми, которые воспринимают реальность иначе.
И это не единственный миф, культивируемый ими. Мифологический реестр этих оппозиционеров достаточно широк. Но у них рождаются всё новые выдумки из года в год. Между тем неплохо бы хоть изредка заглядывать в справочники, тогда не попадёшь впросак. Да, в субтропиках зима действительно очень часто бывает бесснежной, и не раз случалось, что на Олимпиаду завозили снег с гор. Однако такие крупные соревнования проводят в субтропиках намеренно, потому что для спортсмена важно не то, откуда появился снег –
с неба или с горных вершин, – для него важен мягкий комфортный климат. Чтобы перед стартом не мёрзнуть, кутаясь в шубу, а выйти на лыжню с разогретыми мышцами.
Да и в обыденном сознании (самом прочном и ясно мыслящем) субтропики – лучшее место для жизни. Недаром существует старая присказка: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи».
Валерий Островский, политолог