Записки рассерженного обывателя. Мифы ЖКС
Публикуем письмо нашей читательницы – перечень мифов о работе жилищников, которые пожилая женщина собирала и записывала последние годы. Речь, как утверждает автор, идёт о Жилкомсервисе № 2 Московского района.
Миф № 1. На службе у населения
Службы жилкомсервиса должны, судя по названию, оказывать услуги населению, но так ли это на самом деле? Начнём с начала: график работы отделений очень удобный для сотрудников… самих служб – с 9 до 18 с перерывом на обед с 13 до 14, по пятницам и вовсе рабочий день до 17. С общевыходными днями. Так работают все ЖКС города. Квартиросъёмщик (потребитель услуг) попадает в положение просящего, потому как должен отпрашиваться с работы, чтобы эти услуги получить. Сколько рабочих даже не человеко-дней, а человеко-лет бездарно потеряно в ожидании слесаря или сантехника? Дома с утра или днём или старики, или малые дети…
Так было в советские времена, ничего не поменялось и теперь. Чтобы вызвать мастера по телефону, нужно запастись терпением и временем – телефон или занят, или не отвечает. Допустим, вы дозвонились или добежали в контору в надежде побыстрее решить вопрос, но ваш пыл тут же охладят: «Мастер сильно занят и сможет прийти через 3–2 дня, в лучшем случае завтра…» Проситель сникает и начинает уговаривать диспетчера прислать мастера хотя бы завтра, а уж он отблагодарит. «Ладно, в течение дня. Ждите». Кого волнует, что придётся брать день за свой счёт или слёзно просить подмену? Может, и дела-то на 10 минут, всё равно будете сидеть безотлучно дома целый день. А ближе к вечеру придёт… он. Не разуваясь и не вытирая обувь, раздражённый мастер заявит, что и прокладки такой у него нет, и время рабочее кончилось, а потому или ждите, когда эти прокладки у него появятся, или бегите и срочно покупайте новый кран (смеситель), а он его установит в лучшем виде по установленным им расценкам.
Есть другой сценарий. Это когда мастер в день обращения сам позвонит или забежит вечером и напрямую скажет, что возиться с вашей ерундой ему не с руки, а потому… Смотрите выше по тексту. Второй вариант всё же предпочтительнее.
Миф № 2. Гарантия качества
Текучесть кадров в ЖКС высокая, посему редкий монтёр звонит в одну дверь дважды. Приняв работу казённого специалиста, понимаешь, что с частником договариваться проще, дешевле и качественнее. Года четыре назад сломался бачок в унитазе – побежала вода сначала тонкой струйкой, а к моменту прихода сантехника – водопадом. Явился хмурый, неласковый мужик. Почесал затылок и постановил: прокладка прохудилась, но таких нет, надо менять всю конструкцию. Побежала на блошиный рынок и принесла требуемое. Часа два, не меньше, мастер возился, а через пару часов после ухода водопад снова хлынул. Расстроенная, позвонила по частному объявлению. Приехал мужчина вежливый и грамотный. За полчаса исправил предыдущую работу, заодно просмотрел все краны, оставил расписку с гарантией на полгода. А унитаз благополучно проработал ещё два года, пока его не заменили при капремонте.
Миф № 3. Соответствие нормативам
Старая страшилка: частники-шабашники сделают как бог на душу положит, а вот ЖКС – строго в соответствии с ГОСТом и СНиПами. Предыдущие владельцы моей квартиры самовольно переместили газовую колонку из кухни в ванную. Я поспешила исправить это нарушение, а заодно и колонку новую установить. Естественно, все работы по возврату колонки производились официально. Сноровисто управившись с водворением колонки на прежнее место, мастера принялись лихо выламывать старую жёсткую трубу для отвода дымовых газов и заменили её алюминиевой гофрированной. В ответ на робкие протесты, что историческая труба меня вполне устраивает, было сказано, что старая – вредная. Она, дескать, из оцинковки, следовательно, выделяет опасные вещества, а труба из алюминиевой фольги безопасна, к тому же симпатичнее. Однако мягкий гофр, нахлобученный на колонку, не внушал доверия. Поразмыслив, я поняла: слукавили мастера – выкинули старую трубу просто потому, что мягкому алюминиевому «рукаву» легко можно придать любую форму и не надо мучиться с подгонкой жёсткой трубы. Вникнув в суть дела, я уяснила, что такая замена и неправомочна, и потенциально опасна. Тут же купила рекомендуемую СНиПами металлическую жёсткую трубу, а знакомый умелец установил её как следует. Итог: немалые материальные затраты, гипертонический криз, но зато необходимые печати и справка о законной установке. Возникает вопрос: а что даёт эта «законность»?
Миф № 4. Уверенность в спокойной жизни
Никто не гарантирует, что через пару лет, а то и раньше не выйдет предписание о срочном возвращении на прежний тип дымоотводов. Или, допустим, об установке во всех квартирах батарей только одного типа. Или решат, что пластиковые трубы, широко рекламируемые и повсеместно используемые для подвода воды и подключения батарей центрального отопления, морально устарели и их надо в массовом порядке срочно менять на что-то иное… И те же службы, которые сегодня убеждённо внушают нам, обывателям, что всё делается законно и правильно, будут так же истово требовать исправления сделанного. Никакой ответственности никто не понесёт, тем более что кадры пять раз успеют смениться на всех уровнях.
Миф № 5. Выгодно
Два года назад понадобилось заменить батареи в квартире. Первым делом обратилась в ЖКС узнать, что почём. На бумаге вроде и не очень дорого выходило, но было непонятно, в какие сроки и каким образом это будет осуществляться. Выполнение моего заказа должно вклиниваться в промежутки времени между срочными работами, поэтому на весь процесс могло и отпуска не хватить. Выяснилось, что за «ускорение» придётся платить. Приобретение и доставка материалов и комплектующих возложены на заказчика, а я в этом ничего не понимаю, да и привезти некому. В итоге получается, что «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз». Друзья порекомендовали мастера. А когда тот сказал, что сам подберёт всё необходимое и привезёт, пообещал сделать работу в мои выходные и назвал сумму, то сомнений, с кем договариваться, не осталось. Слово он сдержал. Замена батарей происходила в течение двух недель по выходным, так что отпрашиваться не потребовалось. Услуги службой ЖКС тоже были оказаны: за указанную оплату отключались-включались поочерёдно стояки с подводкой воды. Каждый, кто пережил сантехнические работы в квартире с отключением стояков, знает расценки… Частный мастер предложил сантехнику выполнить работу вдвоём с расчётом поровну, но тот, узнав сумму оплаты, видимо, не поверил такой скромности и отказался.
Мария Цветкова, жительница Московского района. Рисунок Ольги Быстровой