Андриан Фадеев: «Леонид Якобсон возвращается к нам…»
Чем сегодня живёт театр, основанный выдающимся хореографом
Наша встреча с художественным руководителем и директором Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона – заслуженным артистом России Андрианом Фадеевым – состоялась в дни, когда его коллектив готовился отмечать юбилей со дня рождения того замечательного человека, чьё имя он носит.
15 января исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося балетмейстера Леонида Якобсона. С этой даты и начался рассказ Андриана Гуриевича...
О гении и его наследии
– Наш театр начал сезон со «Спартака» Леонида Якобсона, и это символично. Мы и дальше будем продолжать восстанавливать его сочинения, потому что его хореография и сейчас смотрится интересно и современно. Единственная трудность, которая ограничивает наши планы, – отсутствие собственной постоянной площадки.
А в декабре у нас состоялась премьера – это три одноактных балета «Лики современной хореографии» в постановке молодых российских хореографов Антона Пимонова и Константина Кейхеля. Эту программу мы снова покажем 23 января в Каменноостровском театре в честь 110-летия со дня рождения Якобсона. В работах Пимонова и Кейхеля – наши поиски в новаторском направлении, которым всегда славился и театр, и сам Леонид Вениаминович. Якобсон безоговорочно был гением. И сейчас, когда пересматриваешь его сочинения, то понимаешь, сколько в них заложено идей, которыми он буквально фонтанировал. Понятно, что ему многое не давали сделать. И он многого не успел. Если бы Леонид Вениаминович жил сейчас, то у него было бы оглушительное мировое признание…
О свободе творчества для молодых
– Театр носит имя Якобсона. Но давление имён и традиций нам никак не мешает. Когда Пимонов и Кейхель начали работу с труппой, им была предоставлена полная свобода творчества, было достаточно времени и возможности для осуществления собственных замыслов. И я счастлив, что премьера прошла успешно и, по мнению критики, эксперимент удался. Нужно поддерживать молодые таланты и давать им возможность работать на большой сцене. Когда-то и Эйфман, и Григорович, и Якобсон делали свои первые шаги…
О том, как плачет Фригия и… зрители
– В хореографии Леонида Вениаминовича Якобсона есть миниатюры, и их немало, в которых исполнитель может раскрыться именно актёрски. В последние годы работы в Мариинском театре я особенно любил именно такие партии, когда можно сосредоточиться не только на классических позициях. Хотя в том же «Спартаке» танцовщик обязан соблюдать сочинённые мастером графичные позы...
В нашей версии этого балета у меня, конечно, есть любимые сцены. Танец гадитанских дев – уникальный по красоте и накалу. Есть чувственный этрусский танец, захватывающие сцены боёв. Есть лирическое адажио Фригии и Спартака. Есть знаменитая сцена плача Фригии, во время которой у зрителей появляются на глазах слёзы...
О современном балете
– В современном балете всё имеет право на существование: и размашистые постановочные полотна, и небольшие хореографические миниатюры. Но об обычном зрителе тоже надо думать, не только о профессионалах. Сейчас, мне кажется, что настал период, когда надо укладываться в два акта. Потому что сильно изменился ритм реальности, ритм нашего существования. И раз мы танцуем для широкой публики, то обязаны это обстоятельство учитывать. Так же как и количество танцующих на сцене. Не всегда больше – значит лучше. Любое сценическое решение должно быть продиктовано творческой логикой. Главное – балет должен быть интересным театральным зрелищем.
О живых тиграх и лебединых озёрах
– В нашем театре в балете «Спартак» вряд ли появится живой тигр. Это слишком дорогое удовольствие. У нас просто не хватит средств, чтобы каждый день покупать ему по несколько килограммов мяса… Наш театр всё-таки ближе к малым формам балетного искусства. Экспериментальные постановки, номера современной хореографии – это то, что позволяет нам всё время смотреть вперёд. Театр не может развиваться только в одном каком-то направлении.
Хотя классику мы сохраняем в репертуаре. Зрители очень любят «Лебединое озеро», и импресарио тоже интересуются прежде всего классическими спектаклями. Но не слишком ли много у нас в Петербурге развелось «лебединых озёр»? Особенно летом. Когда можно увидеть спектакли, мягко говоря, не всегда отвечающие профессиональным требованиям. Такие «постановки» дискредитируют петербургскую, русскую балетную школу, не говоря уже о культуре города в целом. К сожалению, с «озёрами» трудно бороться, потому что они интересны с коммерческой точки зрения, это бизнес. Конечно, думать о доходе тоже нужно, но политика нашего театра – обеспечить качество, достойное петербургской сцены.
О Джоне Ноймайере и других мастерах
– Хореограф – это уникальная одарённость, особое, неповторимое ощущение реальности. Как не каждый дирижёр пишет музыку, так и не каждый танцовщик создаёт балетные спектакли. Мне посчастливилось работать со многими выдающимися хореографами. Одно имя Джона Ноймайера чего стоит! Очень хочется, чтобы когда-нибудь нашей труппе посчастливилось поработать с такими мастерами, как Матс Эк, Ханс ван Манен, Иржи Килиан. Когда я танцевал, я мечтал об этом. Может быть, моя мечта сбудется в Театре балета имени Леонида Якобсона?
О гастролях и премьерах
– Наш театр много гастролирует. Наши артисты получают приглашения и на индивидуальные выступления, участвуют в самых разных гала-концертах и проектах. Например, очень скоро в Сочи на концерте в честь Международного олимпийского комитета будет танцевать наша яркая балерина Анна Науменко.
В этом году мы продолжим юбилейную программу памяти Леонида Якобсона. 6 марта на сцене Эрмитажного театра пройдёт гала-концерт «Шедевры русского балета». Зрители увидят миниатюры Якобсона, восстановленные балеты «Свадебный кортеж» и «Роден», а также жанровые зарисовки и цикл «Классицизм-романтизм». Всё это не исполнялось очень давно. И вот Леонид Якобсон, как видите, возвращается к нам во всём своём великолепии.
Беседовал Сергей Ильченко