Мы строили, строили и... Не достроили!
Корреспонденты «НВ» проехали по кольцевой автодороге Петербурга и обнаружили массу строительных недоделок
В 2011 году петербургская кольцевая автодорога стала, наконец, кольцом. Однако этот важнейший этап не окончателен, и строительство объездной магистрали продолжается до сих пор. Корреспонденты «НВ» обнаружили на важной магистрали Петербурга несколько дорожных недостроев и узнали об их судьбе.
Развязка на Ольгинской дороге
Знаете ли вы, какой самый узкий путепровод над кольцевой автодорогой? Он расположен в створе парголовской Ольгинской дороги. Правда, если на территории Петербурга к путепроводу можно худо-бедно доехать – по разбитой и размытой садоводческой дороге, то в Ленинградской области никаких шоссе нет. То есть при съезде с путепровода мы упираемся в пустырь.
Председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Алексей Львов рассказал, что всё же через некоторое время виадук перестанет вести в никуда. Власти Бугровского сельского поселения разработали генеральный план, предполагающий строительство новой трассы от КАД до дороги Юкки – Кузьмоловский на территории деревни Порошкино.
– Автомобильная дорога от путепровода на КАД до деревни Порошкино обозначена как «главная дорога», что подразумевает устройство асфальтобетонного покрытия с устройством тротуаров, – уточнил Львов.
Правда, как именно пойдёт дорога – в объезд деревни или прямо по порошкинской Пасечной улице, – чиновник не пояснил. Но ясно, что это будет нескоро – на ближайшие годы такой объект не запланирован.
Сейчас ольгинско-порошкинский путепровод используется дачниками соседнего садоводства «Климовец» для прогулок. А порой тут гоняют местные молодцы на «девятках» и других представителях отечественного автопрома. Благо гаишники в этих местах бывают редко.
Развязка на Рябовском шоссе
Участок КАД, который пересекает Ржевку, не задался сразу. Сначала его строила ненадёжная фирма, которая так и не смогла вовремя сдать эстакаду. В итоге КАД около года была разделена надвое, а потом движение осуществлялось по четырём полосам вместо положенных восьми. Затем заказчику и вовсе не удалось возвести полноценную развязку на пересечении с Рябовским шоссе.
Проект этой транспортной развязки, как и остальных (за исключением тех, что построены в составе Западного скоростного диаметра), разработала компания «Петербург-Дорсервис». Однако его забраковала Главгосэкспертиза РФ, потребовав отказаться от него. Как рассказал глава дирекции строительства транспортного обхода Санкт-Петербурга Вячеслав Петушенко, причина кроется в необходимости сноса большого количества жилых домов, что потребует значительных капитальных вложений.
Впрочем сноса зданий полностью не избежали. Именно ради участка КАД в 2005 году разрушили вокзал на станции Ржевка, на котором, к слову, проходили съёмки фильма «Максим Перепелица». Не устояли и несколько жилых домов. Правда, развязку тут так и не построили – сделали только съезд на внешнюю сторону КАД с Рябовского шоссе. И сегодня здесь можно увидеть три жилых дома – № 107, 109 и 111 по Рябовскому шоссе, которые стоят буквально вплотную к эстакаде кольцевой, и планов по их сносу нет.
Развязка на Сортавальском шоссе
Наверное, все, кто проезжал по КАД в районе парнасской «Меги», обращали внимание на торчащие из земли бетонные столбы. По первоначальному проекту развязка с проспектом Энгельса (в Ленобласти – Сортавальское шоссе) должна была быть более разветвлённой – предполагалось устройство направленного съезда с дополнительным путепроводом над КАД. По нему при движении в город машины бы попали сразу на внутреннюю сторону кольцевой.
Вячеслав Петушенко рассказал, что, когда проект сдали в Главгосэкспертизу, та приняла «меры по снижению общей стоимости строительства»: из проекта убрали этот съезд вместе с путепроводом, заменив сложную развязку на обычный «клеверный лист». В результате строители бросили стройку автомоста, оставив несколько опор.
Демонтировать эти железобетонные столбы не планируется. Дирекция намерена вернуться к реанимации проекта. Правда, «в случае значительного превышения интенсивности дорожного движения на действующем съезде». Пока, считают в дирекции, там всё в порядке – словом, торчащие опоры никого не смущают.
Развязка на Поперечной улице
Сейчас дирекция строительства КАД рассматривает альтернативу развязки на Ржевке. Выбор пал на виртуальное продолжение Ириновского проспекта в сторону Всеволожского района. По выражению Вячеслава Петушенко, «зарезервирована возможность» строительства этого объекта.
Прежде на этом месте проходила практически идеально прямая Поперечная улица, которая соединяла Ржевку и Ново-Ковалёво. Однако созданная на её месте насыпь заставила изменить трассу, и теперь Поперечная делает петлю вокруг этой насыпи.
Через некоторое время картина полностью изменится. Сюда дотянут Ириновский проспект. Дальше он пойдёт по территории Ленинградской области – таковы планы правительства соседнего региона, которое хочет здесь проложить дублирующую дорогу на Всеволожск. Не секрет, что сейчас в часы пик пробки и на Рябовском шоссе, и на Колтушском. Но, несмотря на это, строительство жилья продолжается, в том числе и элитных коттеджных посёлков.
Развязка на дороге в аэропорт Пулково
Самая удивительная развязка была построена в 2013 году к саммиту G20. Она позволяла чиновникам из ведущих стран мира добираться из Пулково в Стрельну, не выезжая, как прежде, на Волхонское шоссе. Правда, причина заключается не столько в заботе о жителях, сколько в безысходности: при строительстве развязки КАД с Таллинским шоссе исчез транзитный проезд по Волхонскому шоссе в направлении Дворца конгрессов.
Новая дорога ведёт от КАД не к главному зданию аэропорта Пулково, а к его «запасному выходу». А проще говоря, прямо на взлётную полосу. Понятно, что никто, кроме президентов, такой возможностью воспользоваться не сможет.
Сперва съезды на эту новую магистраль были открыты, а на указателях написано не только о «служебном подъезде к аэропорту Пулково», но и о вертодроме «Хели-драйв». Но с недавних пор оба съезда закрыли бетонными блоками, а некоторые указатели заклеили плёнкой.
Владислав Воробьёв
реплика
Деньги есть, ума не надо?
Владимир Владимиров, обозреватель «НВ»
Само собой разумеется, что и городские с областными, и федеральные дорожники все недоделки кольцевой дороги объясняют нехваткой (или экономией) средств. Отчасти это верно. В годы строительства КАД и сейчас тем более развязки стоят просто астрономических денег. Например, та, что город планирует построить на пересечении Московского и Дунайского проспектов, обойдётся минимум в 12 миллиардов рублей. Но верно и то, что в дефиците были не только деньги, но и мыслительные усилия заказчиков и проектировщиков.
Не будем цепляться к мелочам, вроде упомянутого выше ведущего в никуда путепровода. Просто посмотрим на «кадовские» развязки с высоты птичьего полёта. Большинство из них выглядит не то как спутанный моток верёвки, не то как творение выпившего абстракциониста. Особо выдающийся шедевр – развязка с Дачным проспектом, помесь гордиева узла с лентой Мёбиуса. Формально всё правильно и очень современно: ничто ни с чем не пересекается, для каждого направления своя, так сказать, загогулина. Недостаток только один: пролетев со всеми удобствами несколько развязочных виражей, автомобилист в итоге утыкается в неизбежную пробку на обычной городской улице – на том же Дачном или на Московском, Шафировском и прочих проспектах.
И выясняется, что все эти развязочные петли и этажи, обошедшиеся в сотню с лишним миллиардов рублей, просто ни к чему – на большинстве пересечений вполне достаточно было старого доброго «клевера». И тогда хватило бы денег не только на недостающие ныне развязки, но и на такую «мелочь», как, например, световое оформление отбойников на кадовских развилках, где разбили свои машины и сами покалечились сотни автомобилистов. Не то что в Европе, а даже в Египте такие препятствия выделяют мигающими стрелками, световыми гирляндами, катафотами. У нас же деньги есть только на мегапроекты.
Фото Евгения Федоскова