«Дети оживали, только услыхав звон посуды…»
Корреспонденты «НВ» побывали в Педагогическом музее при Академии постдипломного педагогического образования, где хранится уникальная хроника блокадных дней
27 января в АППО открывается выставка, посвящённая 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Сотрудники академии отобрали для экспозиции самые редкие и пронзительные документы того времени, бережно хранимые ими все эти годы. В музее, расположившемся на втором этаже академии на улице Ломоносова, теме блокады отведён целый шкаф. Он так и называется – «блокадный». Шкаф этот неприметно примостился у дальней стены одного из двух отведённых под музей кабинетов. Можно пройти мимо, не догадавшись, что стоит лишь с небольшим усилием выдвинуть один из тугих ящиков – и мгновенно впадёшь в оцепенение, к счастью несравнимое с тем, блокадным…
Дело в том, что музей располагает самой большой коллекцией детских блокадных рисунков – именно они и стали доминантой выставки. Вот, например, запертые в двухмерную плоскость альбомного листа, куда-то понуро ползут косолапые танки, над ними – так же в одну линию – выстроились один за другим пузатые голубые овалы облаков. Помню, в детстве облака рисовала точно так же. Только вот танков на моих картинках, конечно, не было. Внизу автограф – Инна Столярова, 5 лет, июль 1942-го. Или вот ещё: кривоватые прямоугольники, между ними – красные звёздочки артиллерийских залпов. Безымянный листочек, зато есть название – «Фашисты разрушают наши дома».
Все эти рисунки по детским садам и школам собирал один человек – Елизавета Леонидовна Щукина, старший инспектор по дошкольному воспитанию Куйбышевского (ныне Центрального) района. Всего, по её же собственным данным, за 900 дней она собрала около 1800 таких отпечатков детских впечатлений, теперь уже навсегда оставшихся во времени. Тут же, на полке, пухлая папка её воспоминаний «Очерки блокадных дней 1941–1944». Начинаешь читать – и окончательно выпадаешь из реальности:
«…Мы никогда не забудем этих серых печальных старичков в возрасте от трёх до восьми лет, сидящих в кучке с закрытыми глазами. Они оживали, только услыхав звон посуды, и снова впадали в состояние прострации после окончания еды. Дети в то время не только мало двигались, но и говорили с трудом. Как лихорадочно ждали они приёма пищи, как быстро дежурные накрывали на стол! В одно мгновение усаживались на свои места! Наступала торжественная тишина, нарушаемая голосом воспитателя, который в ожидании обеда пытался загадками развлечь детей. Но их внимание было далеко от загадок – они настороженно прислушивались к шагам уборщицы, несущей питание.
Заслышав её приближение, как по команде поворачивали головы к дверям. Многие ели хлеб, выщипывая по кусочку крошки, держа его крепко и со страхом озираясь по сторонам, будто кто-то отнимет у них этот драгоценный кусочек. Из супа съедали сначала жидкость, а затем по одной крупинке вылавливали и его содержание. Когда же кончалась еда, приходили в новое движение: кто собирал крошки на столе, кто на четвереньках ползал под столом, отыскивая эти крошки там…»
Кроме этих воспоминаний в Педагогическом музее хранятся конспекты воспитателей детских садов, планы занятий учителей, отчёты методистов о посещении уроков в школах. На пожелтевших листках ровным учительским почерком бережно выведена хроника каждого дня: «Посетила урок географии в третьем классе, учитель – товарищ Лейбович – провела опрос, интерес к предмету у детей чувствуется, дисциплина хорошая. 12 декабря 1941-го».
Все эти разрозненные документы говорят лишь об одном, о самом главном, что нам сегодня никак не уместить в своём сознании: Ленинград ни на секунду не переставал дышать.
– Это наше ошибочное, искажённое временем представление, что всё тогда замерло, – говорит заведующая музеем Людмила Дербилова. – На самом деле город жил. И были эти удивительные люди: районные методисты, воспитатели, учителя, понимавшие ценность каждой записи, откуда-то находившие в себе силы делать их, а потом хранить…
между тем…
Педагогический музей, который сегодня существует при Академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО), возник задолго до самой академии – в 1864 году. Его учредителем стал главный начальник военно-учебных заведений генерал Николай Исаков, решивший внедрить в систему российского образования принцип наглядного обучения.
Педагогический музей стал частью музея прикладных знаний в Соляном городке (Пантелеймоновская улица, ныне улица Пестеля). В этом же здании в 1924-м образовался Институт научной педагогики, позже ставший Ленинградским городским институтом усовершенствования учителей, которому коллекция перешла по наследству. В 1943 году в здание угодил снаряд, и институт получил нынешний адрес – на улице Ломоносова, 11. Почти всю коллекцию сотрудники переносили на руках.
В 2004-м году тогдашний ректор института Валентина Георгиевна Воронцова решила воссоздать музей. На пятом этаже организовали экспозицию, которая просуществовала почти пять лет. В 2009-м этажом ниже случился пожар, тушили сверху, и экспозиция была разрушена. Новую, уже третью по счёту жизнь музей получил совсем недавно – летом 2012-го – силами сотрудников кафедры культурологического образования под руководством ректора академии Степана Васильевича Жолована.
Анастасия Ложко. Фото Александра Гальперина