«Играющим в честный футбол у нас тяжело»
Нападающий петербургского «Динамо» Дмитрий Акимов рассказал «НВ», почему не вышел с «Сибирью» в премьер-лигу, как едва не стал игроком «Спартака», и поделился своей футбольной мечтой
Дмитрий Акимов из тех редких футболистов, которые, не пробившись в основу «Зенита», всё же сделали себе имя, играя при этом не в самых сильных российских командах. «Тюмень», липецкий «Металлург», новосибирская «Сибирь», «Ростов» – в каждой из этих команд Акимов не затерялся, был на виду, а в составе «Сибири» с 34 голами даже стал в 2007 году лучшим бомбардиром первого дивизиона. Сейчас он играет в родном городе: в составе петербургского «Динамо» Акимов – самый опытный игрок. О своей футбольной карьере, дружбе с Андреем Аршавиным, и о том, приятно ли забивать «Зениту», Дмитрий рассказал «НВ».
– Дмитрий, в «Динамо» вы самый опытный футболист. Молодые партнёры обращаются за советами?
– Скорее, я сам делаю им какие-то подсказки. Всё-таки довелось поработать с хорошими тренерами, провести много матчей, что-то посмотреть и понять в нашем виде спорта. Кто-то правильно это воспринимает, кто-то, наоборот, встречает в штыки. Считаю, что если бы все прислушивались – многих ошибок удалось бы избежать.
– Как-то вы говорили, что, если бы играли в Петербурге, могли бы больше времени проводить в музеях и театрах. И вот вы вернулись в родной город…
– Не могу назвать себя большим специалистом в области искусства, но стараюсь выбираться. Особенно когда супруга зовёт. А недавно сам затащил ребят из команды на спектакль «Кыся» – все были в восторге. Кстати, дочка стала заниматься в студии при «Мюзик-холле». Раньше пробовали Катю в художественной гимнастике, но решили: это не то, что нам надо. Если делать ставку на спорт, нужно уделять ему огромное количество времени, и всё равно не факт, что будут какие-то успехи. Большие нагрузки, травмы – к 13–14 годам ребёнок выжат как лимон. Раз ей больше нравится петь-танцевать – пусть занимается этим.
– Вы с детства дружите с Андреем Аршавиным. Сейчас часто общаетесь?
– В последнее время реже, но это и понятно: у Андрея новая семья, он весь в любви. Я рад за него, хотя и с предыдущей его женой Юлей мы всегда хорошо общались.
– В прошлом году было много споров: должен ли Фабио Капелло вернуть Аршавина в сборную.
– Тут всё зависит от самого Андрея. Вернувшись в «Зенит», он выдал несколько хороших игр, и его вполне можно было вызвать в сборную. Но потом стабильность ушла, он стал не всегда попадать в основной состав. Если сейчас хорошо подготовится на сборах и удачно проведёт концовку сезона, то может поехать на чемпионат мира. Вряд ли Капелло откажется от футболиста такого уровня, который способен в одиночку решить судьбу любой игры.
– Заметил, что в «Динамо» нет ни одного легионера.
– Только один темнокожий полулегионер, как мы его называем, а на самом деле простой питерский парень Брайан Идову. Сейчас и в премьер-лиге, и в первом дивизионе засилье иностранцев, которые ничуть не лучше российских ребят. А наша команда ориентирована в первую очередь на местных воспитанников, что должно привлекать петербургских болельщиков.
– Вы в своё время побывали в роли легионера – в минском «Динамо».
– В Белоруссии это не чувствуется. Я был совсем молодым, впервые уехал куда-то из Петербурга, окунулся в настоящий мужской футбол, что дало мне серьёзный импульс на будущее. Кстати, в минском «Динамо» тогда только-только подпускали к основе Вячеслава Глеба, а его старший брат Александр, игравший потом за «Арсенал» и «Барселону», в том сезоне выступал за БАТЭ.
– Играя за «Тюмень», вы стали лучшим бомбардиром второй лиги.
– Меня туда позвал наш питерский тренер Николай Воробьёв. Кстати, странно, что он сейчас без работы, – на мой взгляд, это сильный специалист. А в «Тюмени» у меня классный получился сезон, больше 20 голов забил, хотя уже после первого круга прекратилось финансирование команды, и вторую половину сезона мы жили на воде с хлебом.
– Затем вы надолго осели в «Сибири», которая каждый сезон претендовала на высокие места, но при вас в премьер-лигу так и не вышла.
– Командам, которые играют в честный футбол, в нашей стране тяжело выживать и тем более бороться за победу в первом дивизионе. «Спартаку» из Нальчика однажды повезло, но это исключение. Как в этом сезоне судят наше «Динамо» – это песня. Количество удалений и пенальти в наши ворота – за пределами моего понимания.
– В тот период известный тренер Владимир Федотов приглашал вас в «Москву».
– Мы разговаривали по телефону, он обмолвился, что хотел меня позвать ещё в «Спартак», когда его тренировал. Говорю: «Что же не позвали-то? Я бы хоть за свой счёт из Питера в Москву приехал». Шутки шутками, но интерес ко мне был, вот только не срослось. Подозреваю, что агент запросил нереальные деньги.
– Кто был вашим агентом?
– Давайте не буду его называть. Скажу, что сейчас у меня нет агента, и никаких проблем из-за этого нет. Наоборот, для тренеров, которые хотят пригласить игрока, гораздо удобнее разговаривать с ним напрямую. Не говорю за всех, но часто агенты даже не думают о том, подходит ли его футболист команде и тренеру, а просто хотят заработать на переходе.
– И вы бы решились уйти в «Спартак»?
– Читал недавно интервью молодого футболиста из «Зенита-2», который сказал, что лучше родиться девушкой, чем играть за «Спартак». Это полная ерунда. «Спартак» – тоже сильный клуб, и если ты не востребован в «Зените», а они тебя приглашают, то почему бы и нет? Я не вижу в этом предательства, хотя, безусловно, на первое место всегда ставлю «Зенит» – родную команду, которая и сделала из меня футболиста.
– Однажды вам пришлось играть против «Спартака» в лютый мороз.
– Да, на Кубок России в феврале. В Новосибирске было минус 24. Наш доктор, который раньше работал в сборной СССР по хоккею с мячом, принёс барсучий жир и заставил намазать ноги перед игрой. Он вонючий, но здорово грел и уберёг нас от травм.
– В 2006-м вы были на просмотре в подмосковном «Сатурне».
– Если это можно так назвать. Приехал, и меня поставили в контрольной игре центральным защитником. Сразу понял, что главный тренер Владимир Вайсс обо мне вообще понятия не имеет. Ко мне подошёл Руслан Нахушев, который сейчас в «Краснодаре», спросил: «Как же ты за первый круг 15 голов забил, если играешь в защите?» «Подключался к атакам», – пошутил в ответ.
– В «Ростове» с вами играл один из самых таинственных легионеров в нашем футболе – Хон Ён Чо из КНДР.
– О, это интересный кадр! Первый год за ним везде следовал прикомандированный представитель северокорейской компартии, они всё время проводили вместе. Парень хорошо играл, видно было, что футболист он приличный. На следующий год Хон, у которого, кстати, было какое-то военное звание, вроде бы майора, остался один и совсем потерялся. Стал разбираться в российской культуре, которая его и сгубила. Плюс его подкосило неудачное выступление сборной КНДР на чемпионате мира – 2010. Их вроде бы после этого посадили на двухмесячные сборы с почти тюремным режимом. После этого как футболист Хон закончился.
– Матч за «Ростов» против «Зенита» в 2009 году и гол в его ворота – самые памятные в вашей карьере?
– Пожалуй, да. Если бы мне сказали, что свой первый гол в премьер-лиге я забью именно «Зениту», ни за что не поверил бы. Если только в свои ворота (смеётся).
– А в «Сибири» в одной игре вы четыре раза били пенальти.
– Два пенальти судья назначил, и в обоих случаях заставлял меня перебить. Не вопрос – забил все четыре (смеётся). Если ты по жизни спокойный человек, тот и пенальти хорошо будешь бить. А самый обидный промах у меня был в матче с «Торпедо», когда я не забил своему хорошему товарищу Диме Бородину.
– Он потом шутил над вами?
– При всём желании не смог бы, потому что до этого в одном из матчей я забил ему три мяча. Так что моральное преимущество на моей стороне (смеётся).
– У вас 127 голов в первом дивизионе – второй результат в истории турнира.
– Для меня серьёзный стимул обойти Евгения Алхимова. 11 мячей осталось, надо постараться в этом сезоне успеть. Сделаю всё, чтобы стать лучшим бомбардиром в истории первого дивизиона, именно играя в «Динамо». Не в этом сезоне, так в следующем.
Беседовал Дмитрий Иванов