«Музей в таких условиях существовать не может!»
В преддверии 27 января городские власти вспомнили про Музей обороны и блокады Ленинграда, остро нуждающийся в здании, и подыскивают для него новое место
Музею в Соляном переулке всё же найдут достойные помещения в центре города. И произойдёт это в ближайшие два года. Вчера эту информацию подтвердил руководитель пресс-службы Георгия Полтавченко Андрей Кибитов. Как выяснил корреспондент «НВ» у самого директора Музея обороны и блокады Ленинграда Сергея Курносова, экспозиция уже давно нуждается в переезде. Музейщики собрали столько уникальных экспонатов, что их попросту негде хранить, – из 30 с лишним залов сегодня работает лишь один.
– Сейчас в наших фондах насчитывается более 51 тысячи исторических экспонатов и 17 тысяч томов научной библиотеки, – сообщил Сергей Курносов. – При этом экспозиция постоянно пополняется. До сих пор нам приносят вещи, связанные с блокадой, которые раньше хранились в семьях ленинградцев, приходят по почте воспоминания жителей города о том страшном времени.
Как отметил директор музея, разговоры о переезде появляются регулярно. Ведь, по сути, нынешняя площадка в Соляном переулке считается временной вот уже 25 лет. История же музея не менее трагична, чем сама блокада. Изначально экспозиция занимала почти весь Соляной городок, здания в котором отвели под блокадные документы, награды, личные истории защитников и жителей Ленинграда, а на улице выставили технику. Но уже в 1953 году в рамках знаменитого «Ленинградского дела» музей закрыли и возродили только в 1989 году.
– Военные отдали нам спортивный зал, который оказался им не нужен, – продолжает Сергей Курносов. – И за четверть века музей получил лишь дополнительные две бывших обычных квартиры, в которых удалось разместить фондохранилища и научную библиотеку. Надеюсь, что теперь дело пойдёт дальше разговоров и город сможет выделить достойные памяти о блокадных годах помещения.
По словам музейщика, каждый год появляются различные варианты зданий, в которые могла бы переехать экспозиция (одним из последних, например, назвали здание Биржи на Стрелке Васильевского острова). Но до сих пор никакой конкретики нет.
– Надеюсь, что ситуация наконец сдвинется с мёртвой точки. Потому что сейчас у городских властей явно есть понимание того, что наш музей в таких сложных условиях существовать больше не может, – заявил корреспонденту «НВ» Сергей Курносов.
Между тем своим мнением о сложившейся вокруг музея ситуации Сергей Курносов поделился с Москвой в рамках прошедшего вчера телемоста, посвящённого предстоящему празднованию юбилея освобождения Ленинграда из вражеского кольца. Участие в нём приняли учёные, искусствоведы, историки и блокадники.
Основная мысль, рефреном звучавшая на телемосте, такова: не стоит превращать юбилей столь важного для города и страны события в балаган и пытаться реконструировать прошедшие события. Гораздо важнее сохранить реальную память о них.
– Для того, чтобы показать, где находился центр жизни в осаждённом Ленинграде, у нас хотят устроить некую «улицу жизни», – сообщила писатель, редактор блокадных дневников ленинградцев Наталия Соколовская. – Но ведь это фантазии, такого никогда не было! Если так и дальше пойдёт, лет через 50 наши потомки станут смотреть кино, в котором в самые сложные месяцы блокады по улицам Ленинграда маршируют колонны бодрых людей, а в новогоднюю ночь горожане сидят за обильным столом под светом хрустальных люстр.
Это мнение в целом разделяет и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его словам, блокада достойна того, чтобы создать о ней своеобразный эпос, но он обязательно должен опираться на реальные факты, воспоминания очевидцев.
Возможно, одним из первоисточников как раз станут блокадные дневники, а также воспоминания Владислава Григорьева, который ребёнком находился в осаждённом городе.
– Одно из самых ярких впечатлений – чувство неожиданности и нереальности происходящего, – рассказал Владислав Григорьев. – Нам всегда говорили, что Красная армия в случае войны легко разобьёт врага, и мы верили нашим руководителям. Но вдруг оказалось, что враг подошёл к Ленинграду и взял город в кольцо. И тогда мы решили: будем помогать взрослым всем, чем сможем. Пошли на заводы, смотрели, как рабочие действуют у станков, что-то подносили, запоминали. Потом и сами вставали к станку. Кому-то даже приходилось ящики под ноги подставлять – иначе не доставали. Ещё помню, как тушили «зажигалки». Нужно было дежурить на чердаках, чтобы успеть засыпать разбрасывающую искры
бомбу песком или выбросить её на улицу специальными клещами. Все жители города встали на защиту и отстояли его!