«Чтобы и для Алисы история семьи значила так же много…»
В экспозиции «Фронт – город – фронт», развёрнутой в Центре книги и графики в дни празднования 70-летия полного освобождения Ленинграда, – художественные произведения, фотографии, газеты, плакаты, открытки, другая полиграфическая продукция времён блокады и Великой Отечественной. Выставка посвящена двум замечательным петербуржцам-ленинградцам: искусствоведу Петру Корнилову и художнику Александру Харшаку.
Пётр Корнилов, будучи с первого до последнего дня блокады хранителем отдела графики Русского музея, служил ещё и в должностях старшего выпускающего редактора Ленинградского отделения издательства «Искусство» и заведующего отделом изобразительного искусства в Управлении по делам искусств Исполкома Ленгорсовета. Так что смело можно утверждать: всё, что было напечатано в осаждённом городе, прошло через его руки. Корнилов помогал выжить многим художникам. Анна Остроумова-Лебедева 13 февраля 1942 года записала в дневнике: «Пётр Евгеньевич принёс мне крошечный кусочек мяса, четыре сушёных белых грибка и четыре мороженые картофелины...»
Александр Харшак в июне 1941-го, прервав работу над дипломом в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, ушёл добровольцем в Красную Армию, воевал на Ленинградском фронте. Урывками, в перерывах между боями брался за карандаш и бумагу. Более четырёхсот работ были созданы Александром Исааковичем за войну. Это и портреты бойцов, и зарисовки фронтового быта. Во время одной из командировок в Ленинград Харшак посетил Детскую больницу имени Раухфуса, где нарисовал портрет мальчика с забинтованными головой и рукой. Недоумевающий взгляд ребёнка дал название рисунку, а позже и офорту: «За что?» Рисунок был представлен на проходившей в 1943 году выставке работ художников-фронтовиков, тогда же выпустили почтовую открытку, и «Раненый ребёнок» (ещё одно название) стал одним из символов осаждённого города.
Выставка создана художниками-супругами Андреем Харшаком и Натальей Корниловой (сыном Александра Исаковича и внучкой Петра Евгеньевича), при участии их сына – дизайнера Мити Харшака. Все экспонаты – подлинные, бережно сохраняемые в семейном архиве. На вернисаже Митя Харшак сказал:
– Я понимаю ответственность за сохранение истории и архива деда и прадеда – их вклад в петербургскую культуру неоценим. И моя задача заключается, наверное, не столько в том, чтобы внести собственный вклад, сколько в том, чтобы наша с Никой дочка Алиса стала достойным продолжателем семейного дела и чтобы и для неё история семьи значила так же много, как и для всех нас.
Владимир Желтовю. Фото автора