«Всем интересно поковыряться в грязном белье»
Боец смешанных единоборств Александр Емельяненко объяснил «НВ», почему стал героем криминальной хроники
Репутацию Александра Емельяненко иначе как скандальной не назовёшь. Последние полгода он чаще попадал в криминальные сводки, чем в спортивные новости. Не всё в порядке и на ринге: в субботу Емельяненко в Петербурге проиграл очередной бой украинцу Дмитрию Сосновскому. Накануне поединка корреспондент «НВ» провёл в компании Емельяненко-младшего полчаса, найдя того в добром расположении духа. Александр был совсем не страшен, а, наоборот, – мил и радушен, ни на шаг не отходил от своей очаровательной дочки, угощал чаем и рассказал, откуда же появляются все эти скандалы.
– Александр, почему за последний год вы стали героем криминальной хроники?
– Кто-то заказывает такие вещи, это делают люди, которые против меня. На самом деле это всё слухи. Журналисты стремятся всё выложить наперегонки. Например, как в случае с заявлением на меня в полицию – быстро о нём раструбили, а что это заявление затем забрали – никто почему-то не написал. Опровержение никому не интересно, интересны сплетни, скандалы, поковыряться в грязном белье.
– Происходили с вами на ринге какие-нибудь забавные ситуации?
– На ринге нет. Вот в жизни каждый день у меня забавный. Откроешь интернет – обчитаешься этих историй забавных.
– Так вы же говорите, что всё про вас врут?
– Ну, есть часть правды… Но ничего существенного нет. Если бы что-то было, я бы сейчас напротив вас не сидел. А сидел бы где-нибудь в другом месте (смеётся). А вообще, вот моя главная забава! (Показывает на дочку.)
– Как родные относятся к вашей профессии?
– Мама переживает, говорит: «Бросай». Остальные вполне довольны – это ведь моя работа.
– А как вы вообще попали в мир единоборств?
– У нас многодетная семья – не с кем меня было дома оставлять. Федя (старший брат Фёдор Емельяненко, бывший чемпион мира в смешанных единоборствах. – Прим. ред.) меня маленького забирал из садика и приводил в спортзал. Сначала я сидел на лавочке, потом начал заниматься со старшими. Самый младший был, можно сказать, с дядями бодался. Потом занимался дзюдо – в 16 лет выполнил норматив мастера спорта. После переквалифицировался на спортивное самбо – стал чемпионом Европы 1999 года. Затем уже боевое самбо – трёхкратный чемпион мира. Ну и смешанные единоборства – тоже здесь многих побил.
– Что считаете своим самым большим успехом?
– Рождение дочки. Когда жена рожала, я принимал роды. Перерезал пуповину, первым взял на руки новорождённую. Дочка – самый главный смысл моей жизни.
– А если брать спорт?
– Любой бой – это уже достижение, которому я рад. Каждая победа, даже каждый проигрыш. После поражений я делаю выводы и стараюсь их больше не допускать.
– Ваше главное увлечение помимо спорта?
– Люблю компьютерные игры, например, «Принц Персии». Также люблю читать.
– Любимая книга?
– Библия. Читаю ежедневно. Она настолько большая, что новых рассказов хватает на каждый день. Ещё люблю классику – «Войну и мир», например. А вообще предпочитаю книги по истории и философии.
– Вы верующий человек?
– Да, я христианин – обязан верить.
– У вас столько татуировок.
– Это моё хобби. Вот сделал последнюю – «Иисусова молитва». Наколол, чтобы все молились по-русски. Даже те, кто далёк от веры и христианства. Всё равно, каждый, кто прочитает её, вносит свою долю участия.
– Под какую музыку выходите на бой?
– Всегда выхожу на ринг под свою музыку. Когда был в Корее, записал там две композиции. Одна из них – рэп на русском. Мне ребята помогали с текстом, с музыкой. Четыре человека читают, у каждого своя часть слов в песне.
– Вы с Фёдором не раз заявляли, что никогда не будете биться друг с другом. Однако однажды это всё же случилось.
– В смешанных единоборствах мы никогда не дрались. Один раз встретились в финале чемпионата России по самбо. Вышли из разных подгрупп, всех соперников вынесли. Сначала сказали организаторам, что не будем бороться. Но они слёзно нас стали упрашивать выйти, что-нибудь сделать, поскольку пришли люди, смотрят турнир, ждут нашей схватки. В итоге мы вышли: Федя меня бросил, сделал болевой приём на руку, и всё – победил.
– Так это был договорной поединок?
– Я ему сказал: «Выйдешь – бросишь. Ты старший, тебе по уважению и быть первым». Борьбы, соревнования никакого не было.
– Если сойдутся боксёр и боец смешанного стиля, кто победит?
– Боец смешанного стиля – однозначно. Боксёры работают только руками. А боец смешанных единоборств бьёт руками, ногами, борется. Делает болевые и удушающие приёмы. Он умеет делать всё, и боксировать в том числе. Боксёры против нашего вида спорта – очень слабые люди.
– Недавно вы заявили, что победите на ринге самого Владимира Кличко.
– Не, ну я его побью, конечно. Но вообще не так всё было. Меня журналисты спросили: «Не хотели бы боксировать с Кличко?» Конечно, мне хотелось бы с ним сразиться как с человеком, добившимся в боксе таких результатов. Перенять у него какие-то знания. А что я выйду и его разорву – не говорил я такого. Но журналисты всё перевернули.
– Как долго ещё собираетесь выходить на ринг?
– Пока здоровья хватит. Тяжеловесы к 30 годам только созревают. Я себя отлично чувствую. Есть борцы возрастные. Рэнди Кутюр, Джефф Монсон, Гари Гудридж… Боксёр Джо Форман вообще в 46 лет вышел на ринг и стал чемпионом мира.
– Есть у вас цель, например, войти в пятёрку лучших бойцов мира?
– А там нет пятёрки. Есть ТОП-10 мирового рейтинга, в него я вхожу. А так мои цели – тянуть в спорт молодёжь, открывать школы единоборств, передавать начинающим бойцам своё мастерство. Выводить российских парней на нормальные турниры. В общем, развивать смешанные единоборства в России.
– За Олимпиадой собираетесь следить?
– Поехать в Сочи не получится, потому что у меня каждый месяц бои, но смотреть и болеть за наших буду. Больше всего люблю хоккей. Как один из мужественных видов спорта, где тоже не жалеют себя и подраться могут. Я знаю многих хоккеистов из олимпийской сборной. Дружил я с Дарюсом Каспарайтисом (бывший защитник сборной России. – Прим. ред.). У нас даже как-то совместный проект намечался: он меня учит в хоккей играть и на коньках ездить, а я его учу боевым искусствам. Но что-то не сложилось у нас. Драки в хоккее мне всегда интересны. Помню, как-то в чеховском «Витязе» была целая команда тафгаев из Канады и США, когда они в каждом матче бросали перчатки и шли драться. Как-то раз президента КХЛ Александра Медведева спросили, не боитесь, мол, что всех наших звёзд они поколотят, никто играть не будет. А он в ответ: «Мы в таком случае братьев Емельяненко себе в команду возьмём» (смеётся).
– Как относитесь к футболу?
– Люблю заграничный футбол, но не российский. Наши очень плохо играют. Мне нравятся бразильцы, испанцы, смотрю чемпионаты Европы и мира. У нас, насколько я знаю, поскольку общался с несколькими футбольными тренерами, некоторые российские футболисты высшей лиги не владеют техникой работы с мячом, не умеют, например, жонглировать им.
– Навык жонглирования – не самый важный в футболе.
– Как это не самый важный?! А что же важно, пнуть и бежать, что ли? Они должны настолько чувствовать мяч, чтобы уметь, как в цирке, жонглировать – как Зидан, Роналдо, Рональдиньо!
Беседовал Феликс Шифрин. Фото Интерпресс