Великий Новгород пойдёт пешком?
Город рискует остаться без общественного транспорта – часть его стара и убыточна, часть принадлежит иногородним собственникам
Сегодня новгородцы ездят на троллейбусах, которые им поставили из Вологды и которые вологжане готовы выкупить вместе с автобусным парком, – его машины прибыли из Санкт-Петербурга. Так получилось, что почти весь общественный транспорт Великого Новгорода создавался и работает благодаря иногородним компаниям и специалистам. Транспортная безопасность сегодня критическая, уверены многие депутаты городской думы. Если иногородние бизнесмены решат забрать транспорт, город будет просто парализован.
Сейчас основные перевозки осуществляют два акционерных общества: «Автобусный парк» (бывшее ПАТП-2) и «Троллейбусный парк». Обе компании акционированы и полностью пока ещё принадлежат администрации города. Есть третий автопарк, но он обслуживает преимущественно Новгородский район и всего пару маршрутов в городе.
Троллейбусы в Великом Новгороде можно считать уникальным транспортом. Дело в том, что это первый троллейбусный парк в новой России, созданный после распада СССР. В советском Новгороде троллейбусов не было. Планы о пуске электротранспорта в городе строили с 1970-х, но осуществили их значительно позже.
Только в декабре 1995 года по улицам древнего города были протянуты провода и пошли первые троллейбусы. Сначала был один маршрут, а сегодня их уже пять. Общая протяжённость – всего 27 километров.
– Изначально не все троллейбусы, купленные городом, были новыми, мы брали и подержанные, – рассказывает директор «Троллейбусного парка» Игорь Фокин. – Сегодня средний возраст наших троллейбусов – 21 год. А срок службы новой машины – 10 лет. Вот и считайте. Выживаем только на постоянном капитальном ремонте. Последний троллейбус нам купили в 2003 году.
Создавать троллейбусное сообщение новгородцам помогали специалисты из Вологды. Именно в Вологде делают троллейбусы, а значит, вологжанам выгодно, чтобы такой транспорт развивался в стране. Но сейчас ситуация в Новгороде критическая.
Впервые об убыточности троллейбусного сообщения в Великом Новгороде серьёзно заговорили в 2012 году. По словам мэра города Юрия Бобрышева, тогда каждый месяц парк уходил в минус на пять миллионов рублей. Спасать ситуацию решили делением на несколько компаний.
Первоначально троллейбусы были приписаны к одной компании вместе с автобусами. Автопарк нёс убытки, поэтому в 2012 году было решено «Троллейбусный парк» выделить в самостоятельное предприятие и акционировать. Но даже отдельно троллейбусы продолжают работать в минус. За год долги предприятия растут на 30 миллионов рублей, в том числе из-за долгов федерального центра, который не платит за перевозимых в городе льготников. Сейчас «Троллейбусный парк» судится по долгам центра ещё за 2012 год. Иск – 3,6 миллиона рублей. На очереди новый судебный процесс уже по итогам 2013 года.
Именно от этой убыточной собственности новгородские чиновники хотят избавиться. В городе активно обсуждается идея продажи 74 процентов акций «Троллейбусного парка», остальное город оставит себе – это блокирующий пакет. Цены называют разные, но примерная сумма сделки – тридцать миллионов рублей. Это деньги за старые троллейбусы, корпуса мастерских на окраине Великого Новгорода и долгосрочную аренду огромной территории на окраине областного центра.
По оценкам экспертов, чтобы троллейбусы не встали на прикол от собственной старости, а электротранспорт развивался в Великом Новгороде, новый владелец должен вложить ещё миллионов 350–400. Новый троллейбус российской сборки стоит сейчас от 5,4 до 9 миллионов рублей.
– Территория предприятия сегодня почти тридцать тысяч квадратных метров, – рассказывает директор «Троллейбусного парка» Игорь Фокин. – У нас 38 троллейбусов в рабочем состоянии, и каждый день на линию выходит 25 машин.
Потенциальных покупателей «Троллейбусного парка» несколько. Интерес в течение двух лет проявляет компания из Вологды. Оно и понятно – вологжане в этом транспорте знают толк. Ещё в декабре 2013 года они вели переговоры, но как только дело дошло до торгов – отказались принимать в них участие.
Сегодня среди претендентов на покупку в кулуарах мэрии называют и новгородского бизнесмена, депутата областной думы Дмитрия Игнатова. Пока бизнесмен не подтвердил, но и не опроверг информацию о своём интересе к новгородским троллейбусам: «Жизнь всё расставит на свои места. Не готов это комментировать».
Продавать «Троллейбусный парк» власти собираются с обременением. Новый владелец должен гарантировать, что оставит троллейбусы в Великом Новгороде и будет развивать этот вид транспорта. Отказываться совсем от убыточного электротранспорта в Великом Новгороде тоже не хотят. Этот вопрос даже не обсуждался ни разу серьёзно. Говорят, экологически чистый и за ним будущее, предлагают перенимать опыт мегаполисов и других стран. Но собственных средств на покупку новых троллейбусов у города просто нет. Вся надежда на инвесторов, которые пока не спешат на Новгородчину.
Но город рискует нынче остаться и без большинства автобусов. По крайней мере так считают многие депутаты городской думы, которые намерены инициировать проверку правоохранительными органами деятельности основного перевозчика – ОАО «Автобусный парк». Компания сегодня не озвучивает результаты своей хозяйственной деятельности, скрывает сумму долгов даже от депутатов, входящих от мэрии в состав руководства акционерного общества.
Сегодня в собственности «Автобусного парка» 161 автобус. Из них 93 – это чужой транспорт, который Великий Новгород ещё в 2011 году взял в лизинг у компании «ПитерАвто» из Петербурга. Осенью 2014-го срок действия договора заканчивается.
– Вызывает много вопросов деятельность «Автобусного парка» за 2011–2013 годы, – настаивает на проверке депутат городской думы Великого Новгорода Владимир Богомолов. – Почему автобусы взяли в лизинг через посредника? Почему подписали очень уязвимый договор, по которому, например, за долги более двух месяцев «ПитерАвто» может просто забрать автобусы?
Все автобусы на самом деле даже не из Питера, а из Тольятти, где петербургская компания их тоже взяла в лизинг, а потом перепродала новгородцам. Поэтому уже третий год пассажиры Великого Новгорода платят не только тольяттинцам за пользование автобусами, но и маржу компании в Санкт-Петербург. За каждый автобус – один миллион семьсот пятьдесят тысяч рублей.
Неясно сегодня, захочет ли компания «ПитерАвто» осенью продать эти автобусы новгородцам по остаточной стоимости. В договоре о лизинге этот момент чётко не прописан. Питерские бизнесмены могут объявить цену и сто тысяч за машину, и двести, а могут вообще отказаться их продавать.
– Город заинтересован в том, чтобы выкупить автобусы, которыми пользуемся с 2011 года, но по разумной цене, – уверен депутат Владимир Богомолов. – А если они предложат нам забирать автобусы по миллиону рублей? Получается, мы выплатили деньги по договору лизинга, а потом ещё раз должны заплатить.
Изначально все автобусы были не новыми. В середине нулевых пару лет они проработали на маршрутах Тольятти, а потом ещё года три стояли на приколе в автопарке, пока их не забрали новгородцы. Все 93 машины работают на газовом топливе. Вероятно, поэтому они и не пригодились в Петербурге, где есть проблемы с газовыми заправками. В Великом Новгороде тоже всего одна заправка с газом, но город небольшой и пробок практически нет.
– В этом году мы хотим отказаться от аренды автобусов и покупать в собственность новые машины, – строит планы директор «Автобусного парка» Дмитрий Веркин. – Примерно по 30 автобусов в год сможем себе позволить.
Но сегодня в Великом Новгороде уже стоит вопрос о продаже самого «Автобусного парка» – предприятия, в отличие от троллейбусного парка, приносящего прибыль, хоть и не расплатившегося пока ещё со всеми долгами. Зато транспортники готовы покупать новые автобусы.
– Многие депутаты, и я в том числе, выступают против продажи прибыльного предприятия, – настаивает депутат городской думы Великого Новгорода Вадим Бериашвили. – Неправильный подход – избавляться от всех активов, тем более от социально значимого. Новый владелец будет заинтересован только в зарабатывании денег и получении прибыли. А интересы простых горожан?
Сегодня проезд в автобусах и троллейбусах Великого Новгорода стоит 16 рублей, но с 1 марта ждут повышения тарифа. На февральских совещаниях транспортники пытаются обосновать цену билета – 20 рублей, но мэрия и депутаты пока не определились.
Владислав Двоеглазов