Общество

Мы – за «Невский бульвар»

13 февраля 10:50

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе.
(А. С. Пушкин)
Участок Невского проспекта от Мойки 
до Фонтанки в первой половине XIX века был засажен посередине аллеей лип и 
в бытовой речи именовался бульваром.

 

Опрошенные «НВ» петербургские деятели культуры поддерживают проект частичной реконструкции Невского проспекта в пользу пешеходов, зелени и общественного транспорта

Напомним, 6 февраля мы запустили проект «Невское время. Невский бульвар?». Этот проект дал старт широкому общественному обсуждению идеи реконструировать часть Невского проспекта (рабочий вариант – от Мойки до Фонтанки): широкая пешеходная зона в центре, узкие тротуары и по две полосы движения (предположительно – для общественного транспорта и местных жителей) по краям. Задача проекта – избавить центр города от пробок, перенаправив транспортные потоки, улучшить атмосферу исторического центра, сделать Невский проспект лучшей улицей Европы, вернуть ему величие и простор.

Георгий Штиль, актёр:

– После войны Невский был местом, где люди отдыхали душой: они приходили сюда погулять, пообщаться. Помню, гуляли до часу ночи… Сегодня такого, к сожалению, нет – все едут, бегут с невероятной скоростью, и как будто бы стало меньше радости…

Было бы неплохо превратить Невский в бульвар, украсить его, например, липами. Это деревья невероятной красоты. Помню, в детстве мы вместе с одноклассниками сажали липы около Кировского моста. А в Берлине есть потрясающая улица – на русский язык её название переводится как «под липами». Думаю, наш Невский достоин того, чтобы его украсили именно липы.

Правда, возникает вопрос: что делать с транспортом, ведь Невский – это одна из главных питерских магистралей. Так что если власти сочтут этот проект нецелесообразным, то я бы всё равно предложил им заняться зелёными зонами города.

А Невский проспект – это произведение искусства, которое требует бережного к себе отношения. Часто бываю за границей, и первый вопрос, который слышу от эмигрантов: «Как там Невский?» Очень бы хотелось, чтобы он не страдал.

Дмитрий Шагин, художник:

– Идея красивая. И дело в том, что даже исторически на Невском были деревья. Тем более что раньше по Невскому ходил трамвай – то есть его середина была занята.

А зелени у нас в центре, конечно, не хватает. Центр перегружен машинами. Я, например, помню прекрасный садик в центре площади Восстания, там тоже раньше были кусты, скамеечки, мамы сидели с колясками. И тогда не было такого жуткого движения.

Я вообще за то, чтобы разгружать центр. Во многих городах мира так и делают. Например, в Бордо, где у нас выставка была недавно, машины в центр вовсе не пускают. А у нас всё так перегружено машинами – дышать нечем! Это что-то страшное!

Юрий Гальцев, художественный руководитель Театра эстрады им. Аркадия Райкина:

– Да можно не только участок от Мойки до Фонтанки, но и весь Невский проспект сделать зелёной пешеходной зоной! Вот в Нижнем Новгороде Большая Покровская, одна из центральных улиц, стала пешеходной, и это очень украшает город. И во многих столицах Европы тоже к этому давно пришли.

Леонид Мозговой, актёр:

– Невский уникален, к нему нужно относиться как можно бережнее… Но если на Невском сделать бульвар, то это, наверное, будет даже лучше, чем было когда-то. И уж точно лучше, чем то, что на Невском происходит сейчас. Появится возможность любоваться шедеврами архитектурного искусства, воспринимать их как ансамбль. А центр города в любом случае надо разгружать. И этот проект – шаг на пути к этому, один из вариантов.

Сергей Баневич, композитор:

– В своей жизни я много занимался творчеством Чайковского: в том числе много читал о нём, изучал биографию. И многое из того, что прочёл, запало мне в душу. В том числе этот Невский, на котором росли деревья, – на них великий композитор любовался во время своих прогулок. Мне всегда хотелось вернуть то ощущение, побывать в том Петербурге. Если превращение Невского в пешеходную улицу не принесёт ущерба горожанам, а дорожники скажут, что это возможно, то я бы с удовольствием прогулялся по обновлённому Невскому.

Сергей Мигицко, народный артист России:

– Я родом из Одессы, и, вы знаете, когда был молод, у нас очень активно обсуждался вопрос превращения знаменитой Дерибасовской (одной из главных городских магистралей!) именно в бульвар. Я тогда этим вопросом очень интересовался – и помню, было много споров, сомнений. Ведь по Дерибасовской ходили машины, троллейбусы… Но улицу всё же сделали пешеходной – и теперь это излюбленное место всех одесситов и гостей города. Так что если специалисты решат транспортные проблемы, то я за «Невский бульвар». Было бы здорово иметь в Петербурге просторную, уютную и безопасную пешеходную улицу.

Олег Гаркуша, шоумен группы «АукцЫон»:

– Идея хорошая. Если в центре Петербурга появится больше пешеходных зон, бульваров, я только за! Конечно, при условии, что будут продуманы объездные пути для транспорта. Сейчас машины едут по прямой – и, разумеется, это удобно для автомобилистов. Но когда откроется ЗСД и машин в центре станет меньше… Если удастся так организовать движение, чтобы было удобно всем, то почему бы и нет? А пешеходных зон в центре у нас действительно мало. Деревья, скамеечки, цветы – Петербургу так не хватает этого! Это вроде бы мелочь, но это совсем не мелочь... Вот в европейских городах, крупных туристических центрах, много пешеходных зон, большое количество открытых кафе… А у нас и с летними кафе воюют, и со скамейками. На Невском же с этим совсем плохо – кроме как напротив Гостиного Двора, мест для людей вообще нет!

Виктор Плешак, композитор:

– Я – коренной ленинградец, родился вскоре после войны. Помню, как по Невскому ходил трамвай, помню деревья… Невский много раз менялся. И не всегда в лучшую сторону. Думаю, что эксперимент сделать центральную часть проспекта бульваром может быть удачным. Невский всегда был местом прогулок, но, к сожалению, сегодня, идя по нему, видишь только противоположную сторону проспекта. Если же в центре появится пешеходная зона, можно будет любоваться архитектурными шедеврами с обеих сторон. Главное, чтобы всё новое было выдержано в петербургском стиле и духе. То есть всё зависит от того, что и как сделать. Сама же идея – интересная.

Валерий Леонов, директор библиотеки Российской академии наук:

– Невский настолько неповторим и уникален, что, когда находишься на этом проспекте, хочется в полной мере насладиться его красотой. Но, к сожалению, сегодня атмосфера Невского никак не располагает к спокойным вдумчивым прогулкам… Ещё в 1960-е годы я, будучи студентом Института культуры, прошёл целый курс истории города – мы ходили по центру Петербурга с преподавателями, которые рассказывали нам удивительные истории. Так что если Невский станет бульваром, это будет прекрасно способствовать культурному обогащению горожан! А уж какую-то его часть, безусловно, имеет смысл сделать пешеходной – скажем, до Аничкова дворца. А дальше – пусть ходит транспорт. Да, не всем это понравится. Но тот, кто любит наш город, понимает его ценность, сможет открыть для себя неожиданные стороны его истории.

Яков Гордин, писатель, историк:

– Я уже слышал об этом проекте – читал в вашей газете. Было бы, конечно, очень хорошо вернуть части Невского проспекта зелень, облик бульвара. Насколько это реально? Это вопрос к специалистам. Но если решить транспортные проблемы, то сама идея – очень красивая, я бы даже сказал, элегантная.

Руслан Нехай, директор Центрального военно-морского музея Петербурга:

– Идея пешеходной зоны на Невском – очень интересная. Я был во многих крупных городах за границей, где есть подобные пешеходные улицы. Они позволяют ощутить себя частью исторического пространства города. Да и в Петербурге уже есть немало удачных примеров – прогуливаясь по таким пешеходным зонам, ты ощущаешь настоящий Петербург и понимаешь, что это твой город. А ведь прогуляться по Невскому хотя бы иногда приезжают даже из самых дальних районов Петербурга.

Что же касается воплощения проекта «Невский бульвар», то сейчас, как мне кажется, сделать это практически невозможно. Ведь пока что Невский – транспортная артерия. Но, возможно, в будущем найдётся решение, как перераспределить транспортные потоки, чтобы осуществить эту мечту.

Исаак Штокбант, художественный руководитель театра «Буфф»:

– К идее сделать Невский более доступным для пешеходов я отношусь положительно, так как жизнь в центре города для всех нас – и пешеходов, и автомобилистов, и пассажиров общественного транспорта – становится всё сложней. Исторический центр Петербурга сегодня перенасыщен. Если бы существовали дополнительные автомобильные развязки, парковки, где водители могли бы оставить свои машины, чтобы потом спокойно пройти по улице пешком, горожане вздохнули бы свободней. Словом, я бы превратил Невский в бульвар. Но с одним условием – вся инфраструктура, к которой привыкли петербуржцы, должна быть сохранена.

Валентин Эльбек, гендиректор Фонда исторической фотографии им. Карла Буллы:

– Я двумя руками за то, чтобы превратить Невский проспект в бульвар. В первую очередь потому, что Невский – визитная карточка Петербурга и центр притяжения для самих петербуржцев. Так что идея прекрасная, но при одном условии: она должна быть реализована со вкусом, солидно – так, чтобы бульвар соответствовал статусу Петербурга. К сожалению, то, что на сегодня уже сделано в нашем городе по части создания пешеходных зон, оставляет желать лучшего. Исключение – набережная канала Грибоедова. Так что повторюсь: подойти к этому вопросу нужно серьёзно. А что до разговоров по поводу транспортного коллапса, то, уверен, при грамотном планировании этот вопрос можно решить.

 

ваше мнение

«И туристы, и мы, жители центра, будем благодарны за такой подарок!»

Проект «Невское время. Невский бульвар?» комментируют наши читатели на сайте «НВ» в интернете: 

 

НН:

– Поддерживаю. Рекомендую газете провести опрос читателей.

Василий:

– Интересная идея. Ждём, когда ЗСД заработает в полном объёме. Даже независимо от того, закроют часть Невского или нет. Хотя такая прогулочная зона, конечно, симпатична.

Денис:

– Да это дурь полная! Это просто даст возможность чиновникам распилить бюджет города и обогатить совладельцев ЗСД. Лучше школы и детсады приведите в порядок на эти деньги! А город встанет колом в центре, и никакой ЗСД не поможет. Это заведомое враньё от заинтересованных в этом проекте. 

Сергей:

– Необходима трасса – дублёр Невского. Например, закрытый Обводный, который уже упоминался в статье. Иначе жители ВО и Петроградки встанут в пробках на набережной.

Виталий:

– По-хорошему завидую петербуржцам. Не представляю, что в Москве кто-то решится проделать подобное с Тверской.

Морпех:

– Отличная идея. Но в рамках этой концепции необходимо пересмотреть и схему общественного транспорта.

Ruofff:

– Мне интересно, кому в голову приходят такие бредовые идеи? Я сомневаюсь, что это инициативная группа граждан города. Скорей всего, это некие чиновники, которые таким образом пытаются показать свою деятельность.

Я против:

– Не трогайте величественный и красивый проспект. Ваша идея слишком провинциальна. Бульвары делайте в Самаре где-нибудь.

Константан:

– Замечательный проект! Но, к сожалению, в «культурной столице» не проходят и менее кардинальные проекты (если это, конечно, не «Стокман»). Чиновники заволокитят, а обеспокоенные граждане вступятся за святыню...

Андрей:

– Константин, «обеспокоенные граждане» (те, которым зад от автосиденья не оторвать) уже «вступились за святыню». И даже слушать ничего не хотят. Но таких, судя по всему, к счастью, меньшинство.

Не Нэгоро:

– По-моему, очень уж радикальный вариант… У нас уже есть Б. Конюшенная. Чем не бульвар для «неспешных задумчивых прогулок»? Но лавина машин всё портит, конечно.

Денис:

– Давно пора! Город для людей, а не автомобилей! Чем больше будет пешеходных зон, тем привлекательнее станет наш город.

Татьяна:

– Против. Проезд через центр и так весьма затруднён, а альтернатив Невскому нет. А вот когда ЗСД запустят, тогда можно будет говорить.

Илья М:

– Отличная идея! Города, ориентированные на пешеходов, красивее, комфортнее и привлекательнее для туристов, что для нашего города тоже важно. Это одна из самых приятных и уважительных по отношению к жителям города инициатив. Надеюсь, пресловутая «утопичность» проекта не помешает властям воплотить его в жизнь. А недовольные автомобилисты никогда не будут довольны ни платными парковками, ни платным въездом в центр, ни равно – и бульваром. Но ведь нельзя так потребительски относиться к городу и так не уважать большинство горожан. Я живу в центре и знаю, о чём говорю: машин становится всё больше, а мест для прогулок всё меньше. Бульвар на Невском может дать толчок – и маятник качнётся в сторону «города для людей». И жители, и туристы будут благодарны за такой подарок.



резюме

ЗСД, платные парковки и – обновлённый Невский. Главное – не упустить момент!

Как видим, главные сомнения относительно проекта «Невский бульвар» носят «транспортный» характер: многие горожане боятся, что центр встанет в пробках. Однако они забывают, что в 2016 году на полную мощь заработает Западный скоростной диаметр и будет введена система платных парковок в центре. Таким образом, именно в 2016 году мы получим шанс перераспределить транспортные потоки так, чтобы в центре города стало меньше автомобилей, а пешеходной инфраструктуры – больше. И тогда проект «Невский бульвар» будет не только возможен, но станет частью программы по транспортной разгрузке исторического центра, улучшению атмосферы центра Петербурга. Главное – не упустить этот момент. Ведь если в 2016 году открыть ЗСД и ничего не делать в центре, то всё, что даст новая дорога, – это новые машины на улицах города.


Невский – бульвар?

Афиша

1 октября, 16:00

Концерт «Великие мастера „короля-солнце“ Людовика XIV», Шереметьевский дворец

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

1 октября, 20:00
Концерт Sting СКК «Ледовый дворец»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.65
0.572 (-0.99%)
Курс Евро
69.07
0.19 (-0.28%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
понедельник
+9
Ясно
26 сентября
вторник
+14
Ясно
27 сентября
среда
+14
Слабый дождь